Киселёв Александр Георгиевич - Тема 10. Государственное управление эпохи дворцовых переворотов

Тема 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Л. Ф. Писарькова об исправлении реформ Петра в 1726-1729 

С. 249 Изменения в государственном управлении России, произошедшие в годы правления Екатерины I и Петра II, получили неоднозначную оценку историков. Преобразования тех лет чаще всего рассматривают, как контрреформу, как «самую типичную реакцию против реформ Петра»; реже – как период стабилизации и корректировки реформ первой четверти XVIII в., их исправление и дополнение, предусматривавшие завершение внутриполитической программы Петра I с ее существенной ревизией.
Наличие столь разных оценок объясняется углом зрения, под каким рассматриваются преобразования самого Петра I: вписывают ли их в контекст русской истории или воспринимают в отрыве от нее. Именно исторический подход позволил М. К. Любавскому увидеть в изменениях 1725-1729 гг. завершение преобразований Петра, когда «исправлялись некоторые реформы и отменялось то, что отошло от условий российской действительности». «Общей тенденцией этих пяти лет было возвращение к испытанным / С. 249 / порядкам московского периода».
Программа преобразований соратников Петра I
Непрочность системы управления, возникшей в результате административных реформ первой четверти XVIII в. осознавалась многими современниками, не исключая ее создателя Петра I. <…>
Наиболее уязвимым звеном оказалось местное управление, поэтому именно с него еще при жизни Петра началось разрушение новых учреждений, завершившиеся при его ближайших приемниках.  
<…>
С. 251 Поправить государственный бюджет, истощенный петровским правлением, предполагалось в основном за счет сокращения расходов на содержание администрации. Верховный тайный совет, Сенат добивались сокращения числа учреждений, пересмотра штатов и уменьшение расходов на выплату жалованья. 
Изменения в области управления
Преобразования в системе высшего управления начались с создания Верховного тайного совета, заметно сократившего полномочия Сената. Сенат даже сменил название: с Правительствующий Сенат на Высокий Сенат.
Началось сокращение числа коллегий, их штаты еще петровским указом 19.11 1722 сокращались в 2 раза.
Указ Сената 2.04. 1726 вводил новые сокращенные губернские и провинциальные штаты. Общая численность служащих на местах так же сокращалась почти в 2 раза.
Поворотным для гражданского управления стал 1727 г., когда была упразднена канцелярия рекетмейстера, Мануфактур-коллегия (дела передали в Коммерц-коллегию). 
В губерниях и провинциях были закрыты надворные суды, конторы камериров и другие учреждения. <…> По оценке М. М. Богословского, в 1727 г. «разрушение провинции Петра Великого, получившей начало в 1719 г., было закончено».
Упразднялась и должность местных прокуроров <…> / С. 254/ вся власть на местах перешла к губернаторам и воеводам. В 1729 г. был упразднен и институт фискалов… Фискалы сохранились только в армии.
Денежное обеспечение служащих
Признав, что содержание  гражданских служащих является для государства непосильной задачей, новое правительство лишило казенного жалованья большинство чиновников и канцелярских служащих. В мае 1726 г. прекратилась выплата служащим Юстиц- и Вотчинной коллегий, надворных судов и магистратов – «довольствоваться им от дел по-прежнему обыкновению с челобитчиков, кто что даст по своей воле». <…>  В 1727 г. такие «освобождения от жалованья» продолжились. 
Иными словами, содержание значительной части администрации перекладывалось на население, а численность ее стали определять не жесткими штатными расписаниями, а по количеству нерешенных дел. 
Воеводское управление
Центральной фигурой на местах были воеводы. Помимо административных, судных и розыскных дел, законодатели возлагали на них надзор за сбором подушных денег с крестьян, попечение о заповедных лесах, надзор за управлением в городах и многое. В должности воеводы были слиты все ветви власти и функции управления.


Л. Ф. Писарькова об административных преобразованиях 1730-х годов
Административные преобразования Анны Иоанновны продолжали курс Верховного Тайного совета, хотя сам совет и был упразднен. Далее последовала реформа Сената, который был восстановлен в петровских правах и разделен на 5 департаментов для  того, чтобы с помощью специализации (духовных, военных, финансовых, юстиции и коммерции дел) добиться большей эффективности управления. При этом значение Сената было еще уменьшено учреждением в 1731 Кабинета министров. 
При сохранении относительно простой системы губернаторской, воеводской власти на местах произошло некоторое усиление центральных коллегиальных учреждений. Коллегии буквально заваливали губернаторов и воевод предписаниями и указами. 

Л. Ф. Писарькова об административных преобразованиях 1740-х годов
С. 268 В законодательной деятельности правительства Елизаветы Петровны историки выделяют два периода: 1740-е гг., когда / С 269/ руководящей идеей была ревизия управления с целью «восстановления петровских порядков», и 1750-е гг., когда эта идея сменилась «исканием новых начал назревавшей реформы». 
Начала Елизавета с упразднения Кабинета министров, но тут же была создана Конференция при высочайшем дворе, занимавшаяся вначале только международными, а с 1756 с ухудшением здоровья Елизаветы и внутренними делами. Значение Сената, однако, несколько поднялось: при Елизавете ни одни вопрос не решался без предварительного обсуждения в Сенате. Из Елизаветинских указов только 800 носят именной характер, а 2,7 тыс. приняты со ссылкой на участие в решении Сената. 
В 1742 были восстановлены некоторые упраздненные ранее коллегии. 

Л. Ф. Писарькова о новых тенденциях В управлении при Петре III
В январе 1762 была упразднена Конференция при Высочайшем дворе, а в мае создан Совет в составе 9 человек. Император наделил их правом «о делах меньшей важности … подписывать от имени Нашего во все места, по чему исполнять как по Нашим собственным указам».  В силу таких широких полномочий, Совет занял по отношению к Сенату  положение высшего учреждения, проявляя при этом, как отмечал П. И. Баранов, «нетерпимость соперничества» и стремление «ограничить насколько возможно власть Сената».

Вопросы:
1.    Назовите два подхода к оценке правлений Екатерины I и Петра II в историографии.
2.    В чем Л. Ф. Писарькова видит историзм подхода М. К. Любавского?
3.    В чем видели главную задачу преемники Петра в области государственного управления? 
4.    Как отразилось появление Верховного тайного совета, а при Анне Иоанновне и Кабинета министров на положении Сената? Что изменилось при Елизавете? При Петре III?
5.    Какая политика проводилась в отношении коллегий?
6.    Какая политика проводилась в отношении штатов центральных и местных учреждений?
7.    Каков результат политики Верховного тайного совета в отношении губерний? 
8.    Как менялись объемы бумажного, «делового» производства на местах?
9.    Как изменилась система оплаты труда чиновников?

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 561
PR-CY.Rank
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0