СЕМИНАРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (продолжение)

Тема 11. «Военный коммунизм» и НЭП – две модели социализма.

Цель: историко-экономический дискурс: сравнительный анализ двух моделей построения экономической жизни страны.

План.

1.«Военный коммунизм»: характерные черты, «доктринальные» и «ситуативные» причины, предпосылки введения военно-коммунистической политики.

2.Советское управление экономикой в годы гражданской войны: достижения и издержки.

3.НЭП: его характерные черты и причины введения новой экономической политики.

4.НЭП в отражении советской и постсоветской историографии.

Источники и литература:

1.Буртин Ю. Три Ленина: НЭП в свете теории конвергенции // Октябрь. – 1998. - №12; 1999. - №1 [Электронный ресурс] // URL:  http://magazines.russ.ru/october/1999/1/burti.html (дата обращения 1 сентября 2013);http://magazines.russ.ru/october/1998/12/burti-pr.html (дата обращения 1 сентября 2013) .

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. – М., 2001. – С.448-450. [Электронный ресурс] // URL: http://library.ispu.ru:8001/history/2/soderganie/hrestomatia_all.htm (дата обращения 1 сентября 2013)

3.Программа РКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М., 1983. - Т.2. – С.84-89. [Электронный ресурс] // URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9421-kommunisticheskaya-partiya-sovetskogo-soyuza-v-rezolyutsiyah-i-resheniyah-s-ezdov-konferentsiy-i-plenumov-tsk-1898-1988-v-15-ti-t-m-1983-1990 (дата обращения 1 сентября 2013)

4.Резолюция съезда по отчету Центрального Комитета // Там же. – С.244-245. [Электронный ресурс] // URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9421-kommunisticheskaya-partiya-sovetskogo-soyuza-v-rezolyutsiyah-i-resheniyah-s-ezdov-konferentsiy-i-plenumov-tsk-1898-1988-v-15-ti-t-m-1983-1990 (дата обращения 1 сентября 2013)

5.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. – М., 1999. – С.88-90, 96-98, 107-119. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist021.htm (дата обращения 1 сентября 2013.)

6.Кириллов А. От империи Романовых к империи Сталина. Гл.9-10. [Электронный ресурс] // URL: http://alkir.narod.ru/ssc/textbook2012draft/index.html (дата обращения 20 мая 2014).

6.Подборка материалов о НЭПе. [Электронный ресурс] // URL: http:////www.alternativy.ru/magazine/htm/96_4/i. (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

Соотношение доктринального и ситуативного в политике «военного коммунизма» освещено в учебном пособии Соколова. Здесь же найдем обобщающие оценки «военного коммунизма» и НЭПа, характеристику исторических условий, породивших два эти курса. Хрестоматия содержит документы, отразившие переход к НЭПу. Воспоминания Валентинова и «Перевернул проблему» Лациса ярко рисуют суть НЭПа в области промышленности. Один из важнейших политических аспектов НЭПа показан в книге «Советское общество». Статья Орлова знакомит с современными историографическими оценками НЭПа. Разбирая последний вопрос, подумайте, в чем различия в трактовке НЭПа в литературе 80-х и 90-х гг. Какие подходы кажутся Вам более предпочтительными?

 

Тема 12. Российская индустриализация: социокультурная роль, основные этапы, особенности.

Цель: выявление характерных черт, особенностей советского варианта индустриализации, определение его экономических и  социокультурных результатов.

План

1.Этапы российской индустриализации. Л.Б. Кафенгауз о развитии основных отраслей российской промышленности в первой четверти ХХ века.

2.Проблемы индустриализации в освещении документов ВКП(б).

3.Условия, источники средств, методы «социалистической индустриализации».

4.Рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция в конце 20-х – 30-е гг.

Источники и литература:

1.Верт Н. История советского государства. – М., 2000. – С.216-223, 226-227, 251-253. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Кафенгауз Л.Б.  Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е гг. ХХ в.) – М., 1994. – Гл.5-6. [Электронный ресурс] // URL: http://nezvmuseum.ucoz.ru/_ld/0/15__.-___.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. – М., 1999. – С.171-177, 182-184, 188-189, 190-191, 195-197, 199-201, 203-209. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist021.htm (дата обращения 1 сентября 2013.)

Методические рекомендации студентам

Вспомните определение индустриализации, ее ранний этап в России (конец XIX – начало ХХ вв.). В труде Кафенгауза содержится детальный поотраслевой анализ развития российской промышленности в 1917-1921 и 1921-1927 гг. Социально-политический аспект индустриализации лучше всего показан в учебном пособии  Соколова. Здесь же найдем материал для ответа на 4-й вопрос, главной проблемой которого является проблема социальной мобильности в эпоху «великого перелома». Рассматривая 3-й вопрос, подумайте, каковы были общие черты и различия «виттевской» и «социалистической» индустриализации.

 

Тема 13. СССР в Великой Отечественной войне.

Цель: актуализация, активизация знаний студентов о Великой Отечественной войне как важнейшего ресурса воспитания патриотического сознания молодежи.

План:

1.Назревание второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Политика СССР.

2.Советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г.

3.Советско-германский договор о ненападении 1939 г. и договор о дружбе и границах с Германией.

4.Война между СССР и Финляндией.

5.Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики.

6.Советско-японские отношения в 1937-1941 гг.

7.Начало второй мировой войны. Подготовка гитлеровской Германией нападения на СССР.

8.Периодизация Великой Отечественной войны.

9.Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины поражений первого периода войны.

10.Битва за Москву и ее историческое значение.

11.Основные события военной кампании весны-лета 1942 г.

12.Сталинградская битва.

13.Курская битва.

14.Советский тыл в годы войны.

15.Второй фронт и проблема помощи СССР со стороны союзников Англии и США.

16.Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Литература.

1.Верт Н. История советского государства. – М., 2000. – Гл.. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. – М., 1999. – Ч.1. [Электронный ресурс] // URL:  http://dfiles.ru/files/4icj8ypo2 (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам.

На этом занятии потребуется, прежде всего, знание основных фактов и их оценок. Основное внимание надо уделить предвоенной обстановке, политике великих держав, СССР, определению причин и характера II мировой войны, характеристике основных периодов и сражений Великой Отечественной войны.

 

Тема 14. Личность и политика Сталина на страницах мемуаров, публицистики и произведений художественной  литературы.

Цель: выявление и характеристика образов Сталина, их сравнительный анализ, объяснение изменений представлений о Сталине.

План.

1.Сталин глазами его политических оппонентов-современников (Троцкий о Сталине).

2.К. Симонов о Сталине.

3.Н.С. Хрущев о культе личности Сталина

4.Сталин и сталинизм на страницах демократической публицистики 80-90-х гг.

Источники и литература.

1.Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме // Знамя. – 1989. - №1-2. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rulit.net/books/o-staline-i-stalinizme-read-241011-10.html (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М., 1990. [Электронный ресурс] // URL: http://royallib.ru/book/simonov_konstantin/glazami_cheloveka_moego_pokoleniya_razmishleniya_o_i_v_staline.html (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Троцкий Л. Сталин. – М., 1990. – ТТ.:1-2. [Электронный ресурс] // URL:  http://sovunion.info/books/index.shtml?21_08 (дата обращения 1 сентября 2013).

4.Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад на закрытом заседании ХХ съезда КПСС // Известия ЦК КПСС. – 1989. - №3. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt (дата обращения 1 сентября 2013).

5.Ципко А. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. – 1988. - №11-12, 1989. - №1-2. [Электронный ресурс] // URL:  http://tsipko.ru/ (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам.

Изучение темы должно представить целую галерею портретов Сталина. Задача заключается в том, чтобы объяснить, почему каждая историческая эпоха создавала «свой» портрет вождя, как специфика самой эпохи отразилась на особенностях соответствующего «портрета». При этом надо учитывать, что Троцкий писал о своем политическом антагонисте, грубо исказившем, как ему казалось, идеалы Октября. Симонов видел в Сталине, прежде всего, руководителя великого государства – Советского Союза, одержавшего верх в страшной войне, освободившего мир от фашизма. Для Хрущева Сталин это вождь советского народа, совершивший, однако множество преступлений, в которых сам Хрущев невольно участвовал и на критике которых сумел в жесткой борьбе завоевать для себя первенство в партийно-государственной иерархии СССР. Наконец, публицисты 80-90-х дают самый широкий спектр оценок сталинизма от социалистических до либеральных и национал-патриотических.

 

Тема 15. Хрущевская «оттепель».

Цель: воссоздание характерных черт развития советского общества середины 1950-х – начала 1960-х годов.

План.

1.Критика сталинизма и ее характер.

2.Разрушение ГУЛАГа.

3.Политика в отношении искусства и литературы. «Шестидесятники».

4.Развитие промышленности: совнархозы, опыты внедрения хозрасчета в промышленности, стимулирования научно-технического прогресса, финансовая и налоговая политика.

5.Развитие сельского хозяйства: освоение целины, преобразование колхозов в совхозы, реорганизация МТС, политика в отношении личных подсобных хозяйств крестьян.

6.Внешняя политика СССР середины 50 – начала 60-х гг.

Источники и литература.

1.Верт Н. История Советского государства. – М., 2000. – Гл.. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории 1941-1991. – М., 1999. – Ч.2-3. [Электронный ресурс] // URL:  http://dfiles.ru/files/4icj8ypo2 (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Хрущев С. Пенсионер союзного значения. – М., 1991. [Электронный ресурс] // URL: http://www.litmir.net/br/?b=148520 (дата обращения 1 сентября 2013).

4.Эренбург И. Оттепель. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.lib.ru/PROZA/ERENBURG/ottepel.txt (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам.

Первые вопросы темы посвящены политической, культурной составляющей официальной идеологии и внутренней политики рубежа 50-60-х гг. Обратите внимание на борьбу в партийных верхах после смерти Сталина, позиции Хрущева и его оппонентов (Берия, Маленкова), причины, характер, глубину критики Хрущевым культа личности Сталина. Четвертый-пятый вопросы характеризуют социально-экономический курс хрущевского руководства. Выявите причины, замыслы, основные направления преобразований, покажите их сильные и слабые стороны, волюнтаристский характер некоторых начинаний. Характер внешней политики свяжите с внутренними переменами в стране. Подумайте, как в целом Вы оценили бы реформаторскую деятельность Хрущева?

 

Тема 16. Перестройка Горбачева и эпоха Ельцына: реформа или революция?

Цель: определение с помощью сравнительного анализа сущности произошедших в стране перемен в позднесоветскую и постсоветскую эпоху.

План.

1.Глобальный кризис советского общества  (начало 80-х гг.)

2.Борьба в правящих верхах и победа М.С. Горбачева.

3.Концепция перестройки: курс на совершенствование социализма.

4.Политический кризис 1987-1991 гг. Распад СССР.

5.Эпоха Ельцины: основные направления «демонтажа коммунизма».

Источники и  литература.

1.Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. – М., 1987. [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/418109/ (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Жуков В.И., Прохоров В.Л. Взгляд на Россию первой половины 90-х годов // Социологические исследования (Социс). – 1996. - №6. [Электронный ресурс] // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/730/907/1216/004Zhukov.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Остапенко Г. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. // Вопросы экономики. – 1998. - №7.

4.Абрамова Ю. А., Абрамов А. В. Новейшая история России (1991-2006) [Электронный ресурс] // URL: http://books.google.ru/books?id=IknkeQfXkccC&pg (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

Каковы причины падения советского строя – объективные (и субъективные), экономические, политические, культурные? Является ли это падение действительно результатом глобального кризиса или просто следствием случайного стечения обстоятельств? Чьим интересам соответствовали перестройка и ельцынские реформы? Насколько революционными по своему характеру они были? Насколько замыслы преобразователей соответствуют реальным результатам их политики? Можно ли говорить, что современная политика является продолжением горбачевской перестройки или ельцинских преобразований?

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0