Тема 4. Античная культура в книгах «Мифы Древней Греции» Николая Куна и «Занимательная Греция» Михаила Гаспарова.
Цель: характеристика культуры Древней Греции, прежде всего ее мифологии.
План:
- Периодизация мифологической эпохи у М. Л. Гаспарова.
- Боги и мифические герои древних греков у Н. А. Куна и М. Л. Гаспарова: опыт классификации и психологических характеристик.
- Культурные практики греков: воспитание детей, школа, законы, летосчисление, олимпийские игры, молитвы – жертвы - гадания, философствование и математика, начало науки, театр.
- Исторические герои Древней Греции: Перикл, Демосфен, Александр.
- Чем интересны сегодня греческие философы: Сократ, Аристипп и Диоген, Платон, Аристотель, Зенон Стоик, Эпикур.
Доклады:
Греческий культурный лексикон (самостоятельный опыт составления).
Греческая архитектура классической эпохи.
Римский культурный лексикон (самостоятельный опыт составления).
Этрусские заимствования в римской культуре.
Греческие заимствования в римской культуре.
История Древнеримской архитектуры.
Римская политическая культура.
Римское право как культурное наследие Древнего Рима.
Римская империя в исторической памяти и политических практиках ХХ века.
Технико-технологические инновации в Древнем Риме.
Зачем надо читать книги Николая Куна и Михаила Гаспарова.
Источники:
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. Любое издание. [Электронный текст] // URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/gasparov-zanim_greciya-8l.pdf (дата обращения 20 мая 2013).
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание. [Электронный текст] // URL: http://lib.ru/MIFS/greece.txt (дата обращения 20 мая 2013).
Литература:
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 328-355.
Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Шаповалова. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 47-58.
Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 169-187.
Методические указания студенту:
Для подготовки первого вопроса обратитесь к книге М. Л. Гаспарова «Вместо послесловия. Напоминание о мифологии», а так же к сюжету «Гомер расстается со сказкой».
При подготовке второго вопроса попытайтесь составить план ответа. Подумайте, что принять за критерий иерархии вопросов.
По третьему-пятому вопросам надо просто найти и прочесть соответствующие места в названных книгах.
Раздаточные материалы
Мифы Древности
Заполните пробелы и установите соответствия
1.Человек ждет пришествия Бога… |
А.______ Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. _____ Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья _______, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры. |
2.Человек ищет пути в Вечность… |
B. – Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков. |
3.Человек задумывается об улучшении условий своего существования… |
C. С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог _______ по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя _______. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. |
4.Человек понимает, что порядок в мире важнее личных благ, доблести и чести… |
D. В вавилонской религиозной литературе ________фигурирует в качестве юного супруга или любовника _________ Богини-Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы. Хотя намеки на их связь как в мифе, так и в ритуале туманны и фрагментарны, из них мы узнаем, что каждый год _______ покидал светлую землю и спускался в мрачный подземный мир, и каждый год его божественная возлюбленная отправлялась на поиски Бога «в землю, откуда нет возврата, в жилище темноты, где дверь и засов покрыты пылью». |
5.Человек хочет объяснить этот обычай… |
E. Началось состязание. Великая богиня ________выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. |
6.Человек не верит в возможность достичь своих целей… |
F. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. |