Тема 5. Субкультуры Европейского Средневековья.
Цель: характеристика основных субкультур Европейского Средневековья этических и социально-философских воззрений начала Нового времени.
План.
1. Мировоззрение Раннего Средневековья и перелом XII-XIII вв.
2. Рыцарская культура.
3. Культура: Город и корпораций.
4. Карнавал как социокультурное явление Средневековья.
Доклады:
- Анекдоты об Александре Македонском: античное и христианское.
- Песнь о Роланде.
- Легенда о Робин Гуде.
- Легенда о Гамельнском крысолове.
- Легенда о Лоэнгрине.
- Легенда о Тристане и Изольде.
- Книга Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья».
Источники:
Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. 3-е изд-е. М.: Высшее образование, 2005. С. 522-580.
Литература:
Генон Р. О смысле карнавальных праздников... // Культура Западной Европы в Средние века // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Сост.: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М., 1998 // URL: http://mgogi.ru/bibl/public_html/kulturologiya/kult010.pdf (дата обращения 20 марта 2013).
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 4058-428.
Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 // URL: http://www.knigafund.ru/books/123197 (20 марта 2013)
Ле Гофф Ж. С небес на землю... // Культура Западной Европы в Средние века // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Сост.: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М., 1998 // URL: http://mgogi.ru/bibl/public_html/kulturologiya/kult010.pdf (дата обращения 20 марта 2013).Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Шаповалова. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 137-179.
Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 222-241.
Уваров П. Ю. У истоков университетской корпорации // URL: http://polit.ru/article/2010/02/04/university/ (2 апреля 2013).
Ресурсы:
Наталья Ивановна Басовская о духовной атмосфере раннего Средневековья [Электронный ресурс] // URL: http://www.youtube.com/watch?v=wM0jtnYntIw&list=PLD5g3xBjBZK8M33qG362jQgif52IzxXz3&index=1 (дата обращения 20 мая 2013); URL: http://www.youtube.com/watch?v=lrMDNXz7iuk&index=2&list=PLD5g3xBjBZK8M33qG362jQgif52IzxXz3 (дата обращения 20 мая 2013); URL: http://www.youtube.com/watch?v=oHvo_4WKHmQ&list=PLD5g3xBjBZK8M33qG362jQgif52IzxXz3&index=3 (дата обращения 20 мая 2013); URL: http://www.youtube.com/watch?v=XDGtES1TyYg&list=PLD5g3xBjBZK8M33qG362jQgif52IzxXz3&index=4 (дата обращения 20 мая 2013).
Методические рекомендации студенту:
При подготовке первого вопроса используйте труд Ле Гоффа: как изменяются ценностные ориентации европейского общества между серединой XII и серединой XIII веков, как меняется отношение к труду, новшествам, истории?, в чем причины типичных для ранних средних веков представлений о том, что мир измельчал и почему эти представления меняются?, как и почему изменяются отношения к счету, времени?; как и почему изменяется отношение к телу, к жизни (к смеху, с святости, к посмертной памяти о себе)?, изменение духа паломничества и появление новой земной системы ценностей.
Тексты, собранные Г. В. Гриненко, помогут осветить второй-третий вопросы.
При подготовке четвертого вопроса используйте текст Генона: характерные черты карнавальных праздников, в чем их культурный смысл, почему церковь допускала их (связь явлений карнавалов и колдовства), маска - способ скрыть или показать?
В целом духовную атмосферу Средневековья хорошо рисует в своих лекциях на youtub'e Н. И. Басовская.
Раздаточный материал:
Жорж ДЮБИ. Время соборов. Искусство и общество 980-1420. М.: «Ладомир», 2002.
1. «Свет заходящего солнца проникал внутрь через окна трех порталов. Над ними сияла роза – первая, появившаяся в западной части церкви и освещавшая три верхние часовни в честь небесных иерархов – Девы Марии, архангела Михаила и ангельского воинства. Основной элемент фасада всех будущих соборов возник благодаря богословским рассуждениям Сугерия. <…> На противоположном конце церкви, там, где, повторяя движение восходящего солнца, завершалось литургическое шествие, Сугегий устроил источник света, место, где становилось возможным в ослепительном сиянии приблизиться к Господу. Было решено убрать стены, и строителям пришлось для этого использовать все архитектонические возможности того приема, который до сих пор применялся в зодчестве лишь для украшения, - речь идет о пересечении стрельчатых арок. <…> _____ ______ предлагали план галереи церковных хоров, от которой во все стороны отходили ответвления-ниши. Сугерий приложил все силы, чтобы сделать эти ниши как можно более открытыми дневному свету. Изменив строение сводов, он добился появления дополнительных окон, заменил стены-перегородки колоннами и воплотил свою мечту – придал стройность богослужению, подчинив освещение храма особой логике. Все участвующие в службе будут теперь собраны вместе, организованы в единое целое самой формой полукружия и еще более того – объединяющим светом».
2. Культура делается все более и более светской. «Художник более не вторил священнику в литургическом действе. Он перестал быть помощником духовенства и принялся служить человеку, томимому жаждой видеть не повседневную реальность (искусство в то время более, чем когда-либо, способствовало бегству в мир фантазии), но свои мечты. В … веке художественное творчество превращается в погоню за воображаемым миром. Как следствие, главная цель теперь – не создание пространства для молитвы, религиозной процессии, распевания псалмов; ныне первоочередная задача – показывать, являть зрительный образ. _________, обладавшая большими возможностями в этой области, выдвигается в Европе на передний план».
3. Античность, впрочем, давала лишь форму новому искусству. Суть его состояла в другом и питалась другим. «Что делать с богатствами, которые ежедневно в изобилии производились в имениях, находившихся в умелых руках? С богатствами, которые со всего христианского мира стекались в аббатство от набожных прихожан? С золотыми монетами и слитками серебра, которые Христовы рыцари, победители ислама, жертвовали монастырям? Все эти сокровища должны были служить приумножению роскоши, с которой было обставлено богослужение. Вскоре клюнийская община превратилась в огромную мастерскую, где монахи-художники трудились над убранством Божьего дома. <…> Но эти новые храмы, их декор, груды драгоценностей, окружавшие алтари, в действительности были лишь оболочкой, идеально соответствовавшей содержанию – гораздо более значимому произведению искусства, которое ежедневно повторялось в строго регламентированной пышности ______________.
Вопросы:
- Расставьте в хронологическом порядке.
- Заполните пропуски (____).
- О каком архитектурном стиле идет речь в № 1? Каковы его характерные черты? Какова его «философия»?
- Признаки культуры какой эпохи отражены в № 2? О какой «перегруппировке» видом искусств идет речь? В чем ее причины?
- Какой историко-культурной эпохе идет речь в № 3?
- Каково соотношение христианского и античного в культуре, которая характеризуется в № 3?
Рене ГЕНОН . О смысле «карнавальных» праздников // Вопросы философии.1991. № 4. С. 45—48.
<...>Здесь будет нелишне привести несколько конкретных примеров: упомянем, прежде всего, некоторые поистине диковинные праздники, отмечавшиеся в средние века: «праздник осла» во время которого это животное, чья чисто «сатанинская» символика хорошо известна во всех традициях вводилось внутрь церкви, где занимало почетное место и окружалось поразительными знаками внимания, и «праздник дураков» в ходе которого низшее духовенство предавалось гнуснейшему непотребству, пародируя одновременно и церковную иерархию и саму литургию (Участники этих празднеств носили, между прочим, колпаки с длинными ушами, недвусмысленно намекающими на ослиную голову: подробность довольно многозначительная с той точки зрения, которую мы занимаем.). Чем объяснить, что подобные действия, носящие пародийный и даже кощунственный характер <…>, не только допускались, но в какой-то мере официально поощрялись в такую эпоху, как средневековье?
Назовем также древнеримские сатурналии, к которым, скорее всего, непосредственно восходит современный карнавал, хотя, по правде говоря, он стал всего лишь их жалкой тенью: во время этих празднеств рабы помыкали господами, а те им прислуживали (Доходило до того, что в некоторых странах во время подобных праздников знаки царского достоинства вместе со всей полнотой власти, которую они символизируют, временно вручались какому-нибудь рабу или преступнику, предаваемому казни тотчас после окончания праздника.), мир как бы опрокидывался тогда «вверх тормашками» все делалось вопреки установленному порядку (Тот же автор говорит по этому поводу о «поступках навыворот» и даже о «возвращении к хаосу», что содержало бы, по меньшей мере, долю истины, если бы, по странному смешению понятий, он не уподоблял этот хаос «золотому веку»). <…>
Было бы ошибкой противопоставлять этой символике ту роль, которую осел играет в евангельской традиции, ибо на самом деле вол и осел, изображаемые по обеим сторонам яслей в сцене Рождества Христова, олицетворяют соответственно совокупность благих и злых сил; эти же силы в сцене Распятия выступают в образах доброго и злого разбойника. С другой стороны, въезд в Иерусалим на осляти символизирует торжество Христа над злыми силами, каковым, собственно говоря, и является акт «искупления».
Подобные примеры доказывают, что во всех праздниках такого рода неизменно присутствует «зловещий» или даже «сатанинский» элемент, причем особенно важно подчеркнуть, что как раз он-то всегда так привлекает человека толпы, так возбуждает его: ведь именно этот элемент больше, чем что бы то ни было, соответствует влечениям «падшего человека» в той мере, в какой они способствуют выявлению самых низших сторон его существа. В этом и состоит истинный смысл рассматриваемых нами праздников: он заключается в том, чтобы каким-то образом «канализировать» эти влечения и сделать их, насколько это возможно, безопасными, дав им возможность проявиться лишь на краткое время и при строго определенных обстоятельствах, заключив их тем самым в тесные рамки, которых они не в силах переступить <…>. В противном случае эти склонности, не получая минимального удовлетворения, требуемого современным состоянием человечества, могли бы вызвать своего рода взрыв. В конце средних веков, когда гротескные праздники, о которых идет речь, были упразднены или вышли из употребления, произошел беспримерный по сравнению с предыдущими столетиями всплеск колдовства; оба эти факта достаточно тесно связаны между собой, хотя обычно эта связь остается незамеченной, что тем более удивительно, поскольку несомненно поразительное сходство между описываемыми праздниками и ведьмовскими шабашами, где точно так же все делается «шиворот-навыворот», чьи последствия сказались бы на всей совокупности как индивидуального, так и коллективного бытия, послужив причиной куда худшего беспорядка, чем тот, который допускается всего на несколько дней, специально отведенных для этой цели, и который, кроме того, куда менее страшен, поскольку он отчасти «регулируется» этими ограничениями, ибо, с одной стороны, карнавальные дни как бы выпадают из обычного распорядка вещей, не оказывая на него сколько-нибудь значительного влияния, а с другой — тот факт, что в них нет ничего непредвиденного, в некотором роде «нормализует» сам разлад и включает его во всеобщий порядок.
Помимо этого общего объяснения, совершенно очевидного для всех, кто захочет над ним хорошенько поразмыслить, можно сделать несколько частных, но небесполезных замечаний относительно «маскарадов» играющих столь важную роль как в самом карнавале, так и в других, более или менее с ним схожих праздниках: эти замечания послужат лишним подтверждением всего вышесказанного. Вдумаемся в тот факт, что карнавальные маски обычно имеют устрашающий характер и чаще всего наводят на мысль о скотских или демонических образах, являясь чем-то вроде фигуративной «материализации» тех низменных или даже инфернальных влечений, которым позволено проявиться во время маскарада. Каждый из его участников, пусть даже совершенно бессознательно, выбирает себе среди этих личин ту, что ему больше всего подходит, то есть наиболее соответствует его собственным наклонностям этого плана, так что можно сказать, что маска, будто бы призванная скрывать подлинное лицо индивида, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю суть, которую он обычно вынужден скрывать. Уместно заметить – и замечание это послужит уточнением вопроса, – что здесь мы имеем дело со своего рода пародией на «обращение» которое, как мы в свое время объяснили, происходит на определенном этапе инициационного процесса; с пародией и поистине «сатанинским кривляньем», ибо здесь это «обращение» направлено не в сторону духовности, а, напротив, в сторону самых низменных наклонностей человека. <…>
Вопросы.
- Почему в целом весьма «строгое» время Средневековья, справедливо ассоциируемое с многочисленными ограничениями и запретами, допускало праздники подобные «ослиным» или «празднику дураков»?
- Чем Р. Генон объясняет «взрыв колдовства» на закате Средневековья?
- О каком «обращении», «инициации» говорит Р. Генон? Какие ассоциации с «обращением» возникают при анализе городского средневекового карнавала?
Жак ЛЕ ГОФФ. С небес на землю // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. С. 28-43.
<…>
...Мне кажется, между серединой XII в. и серединой XIII в. (датировка очень приблизительна) я выявил глубинное изменение основной совокупности ценностных ориентации в западном обществе. Этот решающий поворот произошел, я полагаю, под воздействием осознания значительной частью мужчин и женщин того времени громадного подъема, который когда-либо знало христианское общество Западной Европы после 1000 г. и который в целом продлился до середины XIII в. (хотя и не был вполне одновременным в разных регионах). Этот подъем (с большей или меньшей интенсивностью и с хронологическим смещением в зависимости от места и социальных условий) затрагивал самые разные сферы: технологическую, экономическую, художественную, религиозную, социальную, интеллектуальную, политическую. И на все эти сферы накладывала свой отпечаток система ценностных ориентации. Все эти сферы вместе взятые составляли некую историческую структуру, которую, однако, следует анализировать вне всякого мертвящего противопоставления базиса и надстройки. В условиях всеобщего взаимодействия этих сфер та или иная из них становилась в ходе общей перестройки ведущей. Это был то рост городов, то аграрная революция, то демографический рост, то появление схоластики и нищенствующих орденов, то складывание сильного государства, то трансформации крестьянства, то появление новых общественных слоев в городе; в любом случае каждое из этих явлений находилось во взаимодействии со всеми другими...
Подъем Х - XIII вв. и обращение к миру земному
<…>
Я определяю этот период осознания великого подъема (приходящегося на эпоху высокого средневековья) и одновременной перестройки ценностных ориентации как время низведения высших небесных ценностей на бренную землю. Идея состоит в том, что среди всех возможных культурных осмыслений того вызова, которым являлся для традиционной системы ценностей раннего средневековья великий подъем, начавшийся около 1000 г., центральным оказалось именно обращение к земному миру и его ценностям. (Это обращение происходило, конечно, в рамках, допускавшихся христианством, и при сохранении доктрины презрения к миру ¾ contemptus mundi).
Составляющие великого подъема Х-XIII вв. хорошо известны. Это демографический рост, когда численность христиан выросла примерно с 27 млн. человек в 700 г. до 42 млн. к 1000 г. и до 73 млн. человек в 1300 г. Это экономический рост, затронувший как деревню – в связи с распашками нови и тем, что Дюби назвал «агрикультурной революцией» – так и города. (Складывается новый тип города, весьма отличный от античного; его специфика выражалась в прогрессе ремесла, в развитии зачатков промышленности – особенно в текстильном производстве и строительстве, где используются машины – мельница и ее варианты; одновременно намечается революция в торговле, которая добавила к сети местных и региональных рынков возрождение дальней торговли; распространяется денежная экономика). Это политический подъем с коммунальным движением и генезисом современного государства. Это новая волна христианизации с обращением в веру новых народов, григорианской реформой, крестовыми походами, созданием нищенствующих орденов. Это расцвет искусства – сначала романского, а затем готического. Это интеллектуальный расцвет, появление городских школ, прогресс в развитии грамотности и местных языков, создание университетов, возникновение схоластики.
Итак, мне кажется, во всех этих новациях <…> есть общий знаменатель, который в то же время является следствием и результатом этих сдвигов. <…>
Конечно, и в раннее средневековье непосредственной целью человеческой жизни и борьбы была земная жизнь, земная власть. Однако ценности, во имя которых люди тогда жили и сражались, были ценностями сверхъестественными – Бог, град Божий, рай, вечность, пренебрежение к суетному миру и т. д. (характерен пример Иова – человека, сраженного по воле Бога). Культурные, идеологические, экзистенциальные помыслы людей были устремлены к небесам.
Конечно же, не все изменилось разом, в течение одного столетия, где-то около 1200 г. Люди оставались христианами, всерьез заботившимися о своем спасении. Но отныне это спасение достигалось двойным вкладом: как в небесное, так и в земное. В это же время возникают законные, с точки зрения христианства, спасительные ценности. Так, труд из отрицательной ценности — наказания ¾ трансформируется в позитивную — участие в созидательных деяниях, угодных Богу: небесные ценностные идеалы как бы низводятся на землю. Отступает мысль о том, что всякое новшество запретно, ибо вдохновлено дьяволом. Инновация, технический прогресс не отождествляются более с грехом. Радости и красоты рая могут теперь реализовываться на земле. Человек, сотворенный «по образу и подобию Божьему» оказывается способным создавать на земле не только то, что препятствует спасению, но и то, что может этому спасению помочь. Становится явственнее акцент на то, что Адам и Ева были спасены из ада Иисусом во время его схождения в Лимб. История теперь не закат, приближающий к концу мира, но восхождение к «исполнению времен».
<…>
Вопросы.
- Какие факторы, по Ле Гоффу, обусловили «перелом» XII-XIII вв.?
- Что и почему изменилось в эту эпоху в сознании европейца?