Мокий Владимир Стефанович,

Лукьянова Татьяна Александровна

 

ОТ ДИСЦИПЛИНАРНОСТИ К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

В ПОНЯТИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

URL: http://7universum.com/pdf/social/7(25)/Mokiy.pdf

ВВЕДЕНИЕ

22–23 июня 2016 года в Южном Федеральном Университете (ЮФУ) в г. Ростове-на-Дону, в рамках направления «Междисциплинарные социально-гуманитарные исследования ЮФУ (МСГИ ЮФУ), прошла Всероссийская научная конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании». Партнёрами конференции выступили: Отделение общественных наук Российской академии наук; Центральный экономико-математический институт РАН; Институт социологии РАН; Российское психологическое общество; Южное отделение Российской академии образования. В работе конференции приняли участие около 300 человек: представители академической науки, исследователи и профессорско-преподавательский состав вузов России, а также, зарубежные гости [5].

На конференции была предпринята попытка провести научный поиск рамок и идентификационных признаков междисциплинарного подхода в науках о человеке и обществе, комплексное осмысление потенциала практического применения междисциплинарности в социальном управлении и образовании, а также определить институциональные основы и перспективы развития междисциплинарности в современном научном пространстве России.

Кроме пяти пленарных заседаний, программа конференции предусматривала работу участников одновременно по шести тематическим направлениям: Междисциплинарность в современном научном дискурсе; Методология и язык междисциплинарности; Предметные поля и научные сообщества в междисциплинарных исследованиях; Институты развития междисциплинарности в современном социально-гуманитарном знании; Междисциплинарный научный подход в практике управления, оценки, экспертизы и консалтинга; Междисциплинарность в современном образовании [7].

Активные дискуссии участников конференции обозначили ряд существенных проблем в области понимания механизмов взаимодействия научных дисциплин, как в академической, так и в университетской среде.

ПРОБЛЕМЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Некоторые участники признавались в том, что их участие в конференции обусловил интерес: происходит ли сегодня реанимация междисциплинарности, которая была чрезвычайно популярна в научном мире в середине ХХ века или организаторы конференции вкладывают в это явление новый смысл? Открывая конференцию, проректор по научной и пректно-инновационной деятельности ЮФУ, д-р экон. наук, профессор Шевченко И.К. прояснила позицию руководства ЮФУ по этому вопросу. Явление междисциплинарности приобретает особое значение в университетской науке и образовании. Современный студент должен не только получить качественное образование, но и научиться применять полученные знания и навыки в тесном взаимодействии со специалистами других научных дисциплин. Сегодня важны не только открытия, которые могут быть сделаны на стыке научных дисциплин, но и поиск решений сложных социально-экономических проблем.

Некоторые пленарные докладчики: Батурин Ю.М., д-р юрид. наук, член-корр. РАН, профессор (ИИЕТ РАН, Москва), Полтерович В.М., д-р экон. наук, академик РАН, (ЦЭМИ РАН, Москва), Кирдина С.Г., д-р социол. наук, профессор (ИЭ РАН) посчитали целесообразным рассуждать о потенциале взаимодействия научных дисциплин в более широком аспекте: от междисциплинарности – к мультидисциплинарности и трансдисциплинарности.

Особое мнение по поводу реализации междисциплинарных взаимодействий высказал участник пленарной дискуссии – Вахштайн В.В., д-р социол. наук, профессор, декан философско-социологического факультета РАНХиГС. По его мнению, непреодолимым препятствием в реализации взаимодействия научных дисциплин является отсутствие языка междисциплинарных взаимодействий [2].

Подводя итоги работы участников конференции, Председатель конференции Клейнер Г.Б., д-р экон. наук, член-корр. РАН, профессор (ЦЭМИ РАН) подчеркнул, что междисциплинарность сегодня – это одна из актуальных тенденций развития научного знания, попытка преодоления его фрагментарности. Междисциплинарность, не претендуя на всеобъемлющий характер и отмену сложившейся дисциплинарной специализации науки, занимает важнейшую нишу – заполнение свободного пространства, объективно существующего между научными дисциплинами. Поэтому, междисциплинарность способна создать научный фундамент для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления.

Наряду с позитивной оценкой перспектив междисциплинарности, Клейнер Г.Б. озвучил и возможные риски её применения в академической и университетской науке. К таким рискам относятся: возможная утрата профессиональных ориентиров исследований; проблемы рецензирования и оценок научных работ; отсутствие единых критериев и стандартов; проблемы определения референтной группы читателей; проблемы отсутствия признанных авторитетов в новой сфере знания; неоднородность массива публикаций; отсутствие авторитетных журналов; опасность попадания междисциплинарных исследовательских работ в сферу псевдонауки. Участники пленарных заседаний согласились с тем, что снижение рисков междисциплинарности можно достичь посредством усиления требований к междисциплинарным публикациям. Такие публикации должны: содержать чёткое описание постановки задачи и методов её решения (с дисциплинарной идентификацией); включать полное описание предпосылок, принимаемых автором; содержать указание на критерии проверки гипотез; указывать на признаки, необходимые для идентификации работы в дисциплинарном научном потоке, а также, что наиболее важно – включать «паспорт» междисциплинарной работы, т. е. перечень характеристик, позволяющих однозначно выделить данную работу [4].

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

В ходе финальной дискуссии «Горизонты междисциплинарности», в которой приняли участие пленарные докладчики конференции, неожиданно возникла проблема с формулировкой определений научных подходов в контексте многообразного взаимодействия наук о человеке и обществе. Эта проблема наглядно продемонстрировала различие между научными знаниями, которые уже нашли своё отражение в интерсубъективных (общепринятых) определениях, закреплённых в текстах разного рода энциклопедий и живым общением специалистов высокого уровня, для которых более важно общее содержание объекта дискуссии, чем его точное определение.

Концентрируясь на этой проблеме, следует отметить, что понятия дисциплинарного, междисциплинарного, мультидисциплинарного и трансдисциплинарного подходов, обсуждаемые на конференции, имеют непосредственное отношение к научному мировоззрению. Как пишет Т. Кун в книге «Структура научных революций», именно благодаря принятию парадигмы группа исследователей… становится профессиональной, а предмет её интереса превращается в научную дисциплину». Поэтому, пытаясь проявить срытый смысл междисциплинарности, Клейнер Г.Б. сравнил её с внутренней свободой дисциплинарного специалиста. Но допустима ли внутренняя свобода без моральной ответственности специалиста за результаты и последствия своей профессиональной деятельности?

С учётом этих обстоятельств, мы предполагаем, что подходы к познанию мира следует разделить на два вида. На подходы, которые обеспечивают становление научного мировоззрения, и на те, которые обеспечивают расширение сформировавшегося научного мировоззрения. Тем самым определения подходов будут различаться логичным усилением их семантической насыщенности.

Дисциплинарность (дисциплинарный подход) – это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и, адекватного по своим объяснительным возможностям, языка, формирующего у специалиста моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.

Междисциплинарность (междисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, усиливающий моральную ответственность специалиста за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.

Мультидисциплинарность (мультидисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий уровень моральной ответственности дисциплинарных специалистов за результаты и последствия своей профессиональной деятельности в рамках общепринятой научной парадигмы.

Трансдисциплинарность (трансдисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления специалистом, не ограничивающим себя рамками какой-либо одной научной дисциплины, моральная ответственность которого за результаты и последствия своей профессиональной деятельности основывается на признании объективного долженствования и обязательности элементов - фрагментов единого мира.

Стремление научных дисциплин к интеграции в процессе поиска решений сложных многофакторных проблем природы и общества в рамках картины единого мира нашло свою реализацию в одной из разновидностей трансдисциплинарного подхода – Трансдисциплинарности–4. Принимая во внимание опасения профессора Вахштайна В.В., касающиеся отсутствия языка междисциплинарного общения, эта разновидность трансдисциплинарного подхода получила следующее определение.

Трансдисциплинарность-4 – это способ познания мира, предоставляющий возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке. В таком образе Трансдисциплинарность-4 подобна гипердисциплине или метанауке [1, с.43–110]. С учётом атрибутов метанауки: метатеории [3, с. 491–492] и метанарратива [6, с. 489–490], содержание которых придерживается большинство специалистов эпистемологии и философии науки, можно сформулировать определение метатеории и метанарратива Трансдисциплинарности-4.

Метатеория трансдисциплинарности-4 – это описание общих представлений о фундаментальных особенностях мирового устройства и формах их проявления, которые закладываются в основу всей системы человеческих знаний об окружающей действительности. Набор исходных мировоззренческих ориентиров и основных философских категорий в рамках метатеории трансдисциплинарности-4 подвергается определённой интеллектуальной обработке, приводящей к их переосмыслению, упорядочению и обобщению. Цель метатеории трансдисциплинарности-4 – создание картины единого мира. Дисциплинарные (локальные) картины мира в этом случае представляют собой абстрактные модели определённых областей (фрагментов) единого мира. В результате, метатеория трансдисциплинарности-4 представляется схемой, которая определяет способ и контекст построения научных моделей исследуемых областей (фрагментов) действительности, а также задаёт набор наиболее общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых учёными. Такая схема, в силу своей абстрактности, обеспечивает трансдисциплинарную интерпретацию результатов моделирования фрагментов действительности в рамках различных дисциплинарных и междисциплинарных подходов.

Метанарратив трансдисциплинарности-4 – это универсальная система понятий, знаков, символов и моделей, направленная на создание единого типа описания объектов и изложения взаимосвязанных событий в картине единого мира. С помощью метанарратива трансдисциплинарности-4 соединяются различные языки, в том числе, языки научных дисциплин, а также культурные и смысловые дискурсы (направления взаимодействий). В этой связи, метанарратив трансдисциплинарности-4 формируется в процессе философского переосмысления общих понятий и категорий, которые необходимы и достаточны для описания картины единого мира.

Обладая такими атрибутами, трансдисциплинарный подход может сыграть роль прочного фундамента, на базе которого возможно построение всеобъемлющей, согласованной науки, основанной на едином комплексе понятий и метаязыке. При этом, трансдисциплинарный подход будет непосредственно зависеть от уровня систематизации дисциплинарных знаний, а также от развития и совершенствования дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов.

Выводы

Принимая во внимание определения вышеперечисленных научных подходов можно сделать следующие выводы. Разные подходы строятся на различных точках зрения на мир, допускающих определённые способы его познания и нормы моральной ответственности за результаты и последствия такого познания. Совокупность подходов в науке похожа на некий оптический прибор, позволяющий, при необходимости, фокусироваться на изображении всего мира или на его фрагментах. Поэтому не корректно заставлять специалистов разных подходов выходить за границы их предназначения и возможностей. С другой стороны, чтобы познание мира таким «ансамблем подходов» не превратилось в калейдоскопический процесс, сменяющихся картин мира, зависящий от перестроения подходов и «тасования» их знаний, необходим генерализирующий или трансдисциплинарный подход. Такой

подход позволит формировать единый контекст построения научных моделей исследуемых областей действительности, в которых детально прорисованные локальные картины мира будут укладываться в единую логику. Иными словами, трансдисциплинарный подход должен обосновывать содержание общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых специалистами разных подходов. Мир проявляется перед современным человечеством набором взаимосвязанных сложных многофакторных проблем природы и общества. Такие проблемы нуждаются в безотлагательном решении. Чтобы поиски таких решений увенчались успехом необходимо совершить следующие действия: принять классификацию научных подходов, построенную на их однозначных определениях; уточнить условия и границы участия научных подходов в теоретическом формировании и технико-технологическом осуществлении таких решений; обеспечить подготовку будущих специалистов в вузах с учётом принятой классификации подходов. На практике эти действия позволят современным специалистам, получить не только полное представление о реальных теоретических и технико-технологических возможностях научных подходов, но и обрести моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности. Это обстоятельство будет служить гарантией того, что команда специалистов, формирующая для решения сложной многофакторной проблемы, будет работать не столько «на процесс поиска», сколько на всесторонне обоснованный «ожидаемый результат».

Список литературы:

1. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. Сб. переводов. – М.: Прогресс, 1978. – 486 с.

2. Вахштайн В.В. Салоны и клубы. Междисциплинарность как идеология академического мира // Всероссийская конференция Междисциплинарность

в современном социально–гуманитарном знании, (Ростов-на-Дону, 22–23

июня 2016 г.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://msgi.sfedu.ru/conference2016_ru (дата обращения: 4.07.2016).

3. Гусев С.С. Метатеория // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+ , РООИ Реабилитация, – 2009. – 1248 с.

4. Клейнер Г.Б. О границах междисциплинарности в современном социально-гуманитарном знании // Материалы научного семинара, (Ростов-на-Дону, 16 декабря 2015 г.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://msgi.sfedu.ru/events (дата обращения: 5.07.2016).

5. Междисциплинарность в современном социально–гуманитарном знании (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.) // Междисциплинарные социально-гуманитарные исследования Южного федерального университета / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://msgi.sfedu.ru/conference2016_ru (дата обращения: 4.07.2016).

6. Никоненко С.В. Метанарратив // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+ , РООИ Реабилитация, – 2009. – 1248 с.

7. Программа Всероссийской конференции Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dl.dropboxusercontent.com/u/64703611/Междисциплинарность_%20программа_PDF.pdf (дата обращения: 4.07.2016).

Е.А.Бушковская

ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 330. С. 152-155 //

https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mezhdistsiplinarnosti-v-zarubezhnyh-issledovaniyah

(фрагменты)

В данной статье рассматриваются различные точки зрения на понимание термина «междисциплинарность», представленные иностранными авторами ХХ – XXI веков, история возникновения данного понятия и описаны виды междисциплинарных исследований. <…>

В иностранной научной литературе имеется множество определений «междисциплинарности», отличающихся в понимании содержания, которое авторы вкладывают в один и тот же термин.

<…>

Иногда междисциплинарные программы основываются на убеждении, что традиционные дисциплины неспособны решать важные проблемы общества. В результате, многие исследователи в области социальных наук объединили свои усилия в программах изучения технологии ведения курсов, разрабатываемых специалистами нескольких дисциплин и направленных на глобализацию и синергетичность явлений. С другой стороны, междисциплинарность – это средство против губительных последствий чрезмерной специализации.

<…>

Междисциплинарное сотрудничество или исследование получает в результате новые решения проблем, большое количество информации возвращается обратно в те дисциплины, которые были вовлечены в исследование. Таким образом, исследователи одной сферы знания и занимающиеся междисциплинарностью находятся в дополняющей связи друг к другу.

Определим понятие «междисциплинарности» и различные точки зрения на междисциплинарность.

<…>

Междисциплинарные подходы сфокусированы на проблемах, которые кажутся сложными или широкомасштабными для исследователей, принадлежащих одной дисциплине. Прилагательное «междисциплинарный» часто используется в образовательной сфере, когда исследователи двух и более дисциплин объединяют в общий фонд свои подходы и трансформируют их так, чтобы они стали приемлемыми для решения определенных проблем, включая интегрированные курсы, проводимые группой преподавателей, когда ученикам требуется понять данный предмет в пределах множества традиционных дисциплин. Междисциплинарность включает рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета. Общая цель понимания объединяет различные методы и подтверждает общую проблему или предмет, даже если они распространяются на другие дисциплины.

Междисциплинарность, по мнению Х. Якобса – это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта.

<…>

В настоящее время имеется несколько типов исследований, которые можно рассматривать как междисциплинарные. Известный немецкий социолог Р.Кёниг различает два типа междисциплинарности – «мягкий» и «жесткий». «Мягкий» тип подразумевает взаимодействие между дисциплинами на уровне «обобщающих» и «вспомогательных». «Жесткий» тип связан с такой интерпретацией объекта исследований, при которой он представляется как сумма аспектов, каждый из которых изучается соответствующей дисциплиной. Уязвимость такого рода попытки отмечается в науковедческой литературе и в ряде работ методологического характера: «мягкий» тип воспроизводит традиционное деление дисциплин по иерархическому принципу, где каждая из них, как «вспомогательная», так и «обобщающая» имеет свой предмет, метод и соприкасается с другими только в использовании и интерпретации накопленного знания»; в случае с «жестким» типом речь идет о наборе рядоположенных дисциплин, предмет которых затрагивает те или иные стороны, связанных с объектом явлений [12].

<…>

Определение междисциплинарных исследований в виде цепочки дефиниций, фрагменты которой должны характеризовать их по степени интенсивности междисциплинарного взаимодействия, попыталась дать группа авторов, среди которых - Г.Бергер, Р.Акоф, Л.Апостель [11],[13],[14]. Одна из наиболее подробных, цепочка Г.Бергера содержит следующие понятия: «дисциплина» - «мультидисциплинарный» - «плюрадисциплинарный» - «междисциплинарный» - «трансдисциплинарный» [11]. «Дисциплина – специфический корпус приспособленного для преподавания знания, опирающийся на специальную систему образования, профессиональной подготовки, а также набор процедур, методов и содержательных представлений. Мультидисциплинарный – сочетание различных дисциплин, иногда не имеющих явных связей между собой по содержанию, например, музыка, математика и история. Плюридисциплинарный - сочетание дисциплин, между которыми предполагаются определенные содержательные отношения, например, французский язык, латынь и греческий язык. Трансдисциплинарный – создание общей системы аксиом для определенного набора дисциплин.

В аспекте связи процессов дифференциации и интеграции роль междисциплинарности глубоко противоречива. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки. Делая выводы, можно сказать, что современная история междисциплинарности в контексте истории понятий может быть условно описана как транзит: от «интердисциплинарности» – через «поли-/плюри-/мультидисциплинарность» – к «трансдисциплинарности».

Различными учеными даются собственные формулировки отдельных понятий.

<…>

В «Википедии» даются следующие определения: мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе, переноса методов исследования из одной дисциплины в другую не происходит. <…>. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин.

Интердисциплинарность – <…> может облегчить изучение предметов, которые имеют некоторую связь, но которая не может быть в достаточной мере осмысленна с ракурса единичной дисциплины (например, Изучение Средневековья). <…>

Кроссдисциплинарность – акт преодоления дисциплинарных границ для объяснения одного предмета понятиями другой. Общие примеры кроссдисциплинарных подходов являются изучения физики музыки или политика литературы.

Трансдисциплинарность. <…>. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина.

Во-первых, «трансдисциплинарность» понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира [17].

Во-вторых, трансдисциплинарный подход разрушает границы между дисциплинами. <…>

В-третьих, «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Еще «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях [18]. <…>

Список литературы:

Материалы с сайта http://www.merriam-webster.com/info/copyright.htm, вход свободный.

Материалы с сайта WordNet® 3.0,2006 by Princeton University, вход свободный.

Материалы с сайта Dictionary.com Unabridged (v 1.1), © Random House, Inc. 2006, вход свободный

Домашнее задание: сравните изученный материал (Бушмакина, Бушковская, Мокий и Лукьянова), выберите то определение, которое ВЫ сами сможете использовать как подход в Вашем историческом исследовании. Покажите, как это "работает".

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0