Тема 3. Древнейшие культуры.
Цель: характеристика культурогенеза, складывания и развития культуры первобытной эпохи и древнейших цивилизаций Востока.
План.
- Проблема генезиса культуры.
- Живопись и пластика доисторической эпохи.
- Магия и шаманизм древних и традиционных культур.
- Мифы: определение, классификация, культурная роль.
Доклады:
Культурное наследство Древней Месопотамии.
Культурное наследие Древнего Египта.
Инновации Древнего Китая.
Характерные черты ведической культуры.
Литература:
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 211-316.
Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Шаповалова. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 29-46.
Лосев А. Ф. [о мифе] // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Сост.: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М.: Центр, 1998 [Электронный текст] // URL: http://studentam.net/content/view/868/26/ (дата обращения 20 марта 2013).
Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 100-168.
Фрэзер Д. Д. Миф об Адонисе // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Сост.: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М.: Центр, 1998 [Электронный текст] // URL: http://studentam.net/content/view/868/26/ (дата обращения 20 марта 2013).
Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009 [Электронный текст] // URL: http://www.archaeology.ru/ONLINE/Sher_frafmenty_2/Sher_caves.htm (дата обращения 20 мая 2014).
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I. Гл.1 // URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_2/index.php (дата обращения 5 марта 2013).
Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Гл. 8, 11, Выводы, Эпилог // URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/Eliade/index.php (дата обращения 5 марта 2013).
Методические рекомендации для студента:
При подготовке первого вопроса подумайте над проблемой критерия различия между «дикостью» и «культурой». Выпишите для себя структуру первобытной культуры: искусство, магия, ритуал, традиция (?). При подготовке второго вопроса самостоятельно подберите необходимые для занятия изобразительные ряды (посмотрите книгу Шера).
Изучение третьего вопроса рекомендуется начать с текста А. Ф. Лосева. Прочтя, выпишите главное (не больше 3-4 строк) и дополните его классификацией мифа из учебной литературы, а также анализом мифа об Адонисе Д. Д. Фрэзера.
При подготовке четвертого вопроса обратитесь к работам М. Элиаде:
1) «История веры»: «пещерная религия», охотничья магия, изображения животных и человека, шаманизм, венеры, теория Леруа Гурана.
2) «Шаманизм»: функции шамана, его экстатическая способность, характерные черты камлания разных народов, транс - экстатическое путешествие - сказочные повествования и их значение, три космические области; Столп, Гора, Дерево в мировоззрении человека и шаманских практиках.
Фрэзер: человек и природа: от мифа к религии; характерные черты культура Адониса.