Главная » 2018 » Июнь » 14 » 40-е - 50-е годы: планы опроса ветеранов
06:41
40-е - 50-е годы: планы опроса ветеранов

УСТНАЯ ИСТОРИЯ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

(сообщение на Волдинских чтениях, 19 июня 2018, Югорский ун-т, г. Ханты-Мансийск)

Итак, опыт исторического изучения исторического бытия. 
Бытие - это не только быт, хотя и быт конечно. Бытие - это жизнь с ее повседневными, так сказать нормальными, и в то же время экзистенциальными смыслами. Рождение, мир детства с его удивлением, началом постижения мироздания, юность, ступеньки социализации, обретение  человеком с возрастом новых статусов и освоение ролей, поиск собственной идентичности: кто я, старость и новые статусы и роли, мировоприятие и мирочувствование - все это было малоинтересно европейской и отечественной исторической науке до ХХ века. Человеком занималась литература, человеком занималось искусство, философия, но не история. 
Антропологический поворот в исторической науке/историографи по настоящему произошел только во второй половине ХХ столетия.  Что изучала прежняя, условно говоря "классическая" историография? И чем от нее отличается "новое" антропологическое направление? Ответ на этот вопрос я попытался в общих чертах представить на 2-м слайде презентации. 
Если обобщать эту информацию можно сказать: прежде историков интересовали макро- явления и процессы. Или, другими словами, надличностные явления и процессы: развитие промышленности, сельского хозяйства, изменения социальной структуры общества, политические коллизии и конфликты. Если речь и заходила о человеке, то, как правило, имелись в виду т. н. исторические личности,  чаще всего великие исторические деятели или герои войн. 
Антропологический поворот принципиально меняет предмет изучения: не глобальная, не макро-, а микро-история, не надличностные явления и процессы, а та самая жизнь человека, со всеми ее перипетиями и проблемами, о которой я говорил в самом начале - вот что становится главным предметом изучения. 
Антропологический поворот порождает новые научные направления - так называемые "новые истории". В том числе новую социальную, локальную историю, гендерные исторические исследования, историю повседневности.  На слайде 3 названные мной направления прописаны черным, а последняя - устная история - синим. Устная история, хотя строго говоря, не является "новой", но благодаря соседству с названными "новыми историями" обретает новое качество. Качество инструмента.

На следующем слайде 4 как раз и представлены научные определения устной истории или oral history - на Западе это направления развилось раньше, чем у нас, поэтому английское название в данном случае уместно. Уместно тем более, что существует целый интернет-портал, с которым будет полезно познакомиться всем ревнителям старины, краеведам, людям, стремящимся восстановить хотя бы фрагменты истории своих родителей, бабушек и дедушек, историю родных мест...
Важнейшим требованием сбора такого материала, проведения микро-исторических исследований является определение цели и задач работы. Смотрите слайд 5. Все истории представленные здесь - это в конечном счете прежде всего истории конкретных людей, истории человека.
Как реализуются специалистами-историками эти цели? Смотрите слайды 6-7-8. Чтобы получить реконструкцию фрагментов прошлого надо составить список вопросов, ответы на которые раскрывали бы нам непознанное, неизвестное, "белые пятна" этого прошлого. Проблема заключается в том, чтобы продумать и составить список вопросов в соответствии с целью работы. 
Если мы хотим изучать историю поселка, то наряду с вопросами о взаимоотношениях жителей, здесь обязательно будут вопросы, связанные с образом или образами поселка в глазах наших информантов.  Если мы изучаем историю учреждения, скажем сельской школы, то опять же наряду с отношенческими здесь будут и вопросы о том, как выглядела школа, как она была обустроена в разные времена. Но в обоих случаях, а тем более, если речь идет об истории семьи, нас прежде всего будут интересовать как раз отношения между людьми, нашими предками, их поступки и мотивы этих поступков. Отдельно скажу о конфликтах, поскольку именно в них ярче всего высвечиваются личностные особенности человека. 

Наконец надо иметь в виду и то, что у своих информантов мы узнаем не только о прошлом, но и о том, как это прошлое видится им. Надо отдавать себе отчет в том, что это не просто некая нейтральная объективная информация. Нет. В ней неизбежна оценка прошлого, иными словами - завет старшего поколения молодым. В этом человеческом, "гражданском" начале наряду с научной заключается большая воспитательная составляющая устной истории. Она тем сильней, чем больше вовлечена в поиски информации о прошлом молодежь, она - залог  связи поколений, утратить которую значит, говоря по-русски превратиться в Иваном не помнящих родства.

 

ПЛАН ОПРОСА ВЕТЕРАНОВ ГЖЕЛЬСКОГО ТЕХНИКУМА,

ОБУЧАВШИХСЯ В НЕМ В 1944-1960 годах

  1. В каком году Вы поступили в Гжельский силикатно-керамический техникум?
  2. Сколько классов, и в какой школе Вы окончили перед поступлением в Гжельский силикатно-керамический техникум?
  3. Почему Вы после школы выбрали именно Гжельский силикатно-керамический техникум?
  4. Что Вы знали о Гжельском техникуме до поступления?
  5. Информацию о техникуме Вы получили от родных, друзей, знакомых, прочитали о техникуме в газете?
  6. Существовал ли среди учащихся техникума молодежный сленг или его элементы?
  7. Существовал ли среди учащихся техникума профессиональный сленг или его элементы?
  8. Ваши самые первые впечатления о техникуме.
  9. Кто был директором техникума в то время, когда Вы учились? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
  10. Кто был завучем техникума в то время, когда Вы учились? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
  11. Кто был Вашим классным руководителем? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
  12. Кого из преподавателей Вы помните, чем они Вам запомнились (о каждом отдельно; интересно всё – любые «мелочи»).
  13. Общались ли Вы и Ваши однокурсники с преподавателями вне учебных занятий и практик?
  14. Были ли у преподавателей и учащихся общие интересы, прямо не связанные с учебой? Если да, то какие? Что интересовало и тех и других?
  15. Известны ли Вам случаи «доносительства» учащихся друг на друга? Что это за случаи?
  16. Было ли Вам что-либо известно о конфликтах в педагогическом коллективе? Если да, то что? Каким было Ваше отношение, отношение других учащихся к этим конфликтам.
  17. Помните ли Вы факты использования на учебных занятиях каких-либо наглядных пособий? По каким предметам? Каких, например.
  18. Помните ли Вы факты использования на учебных занятиях учебных фильмов? По каким предметам? Каких, например.
  19. Часто ли преподаватели ставили «двойки» учащимся?
  20. Существовали ли прозвища, которыми учащиеся между собой называли директора, завуча, учителей? Если да, назовите эти прозвища. Пожалуйста, постарайтесь объяснить их происхождение, их смысл.
  21. Как полученная «Двойка» воспринималась Вами?
  22. Как воспринимали «Двойки» другие учащиеся?
  23. Ругали ли в техникуме за «двойки»?
  24. Если ругали, то кто это делал?
  25. Как относились к «двойкам» своих товарищей по классу другие учащиеся?
  26. Приходилось ли Вам лично сочувствовать, поддерживать учащегося, получившего «двойку»?
  27. Помогали ли успевающие учащиеся тем своим товарищам, которые получали «двойки»? Если да, то, что это была за помощь?
  28. Первый раз Вы побывали в московском театре в … году.
  29. Сколько учащихся сидело в классе на занятиях на 1-2 курсах?
  30. На занятиях по каким предметам в классе бывало шумно?
  31. Кто из преподавателей был наиболее строгим?
  32. Кто из преподавателей был наиболее «мягким»?
  33. Кого из учащихся техникума своего времени Вы помните, как хороших общественных активистов (может, комсомольцев или молодых коммунистов)?
  34. Кого из преподавателей учащиеся Вашей группы любили больше всего? За что?
  35. Кого из преподавателей учащиеся Вашей группы не любили больше всего? За что?
  36. Связано ли это положительное и негативное отношение к преподавателям с их профессиональными или личными качествами, а может все дело в учебном предмете – интересный или неинтересный?
  37. Когда, поступив в техникум, Вы впервые начали ощущать себя уверенно, «как дома» или почти «как дома», на каком месяце (году) обучения?
  38. Как складывались в первое время пребывания в техникуме Ваши отношения со старшекурсниками?
  39. Какими Вам показались после школы аудитории и здание техникума? (размеры, освещенность, отопление и т.п.)?
  40. Как Вы думаете, был ли среди учащихся техникума учащийся, который хорошо подходил на роль лидера, «заводилы» и, в то же время, хорошего товарища, надежного человека?
  41. Был ли этот человек на самом деле избран комсомольским руководителем или руководителем профкома, может быть какой-то другой организации (скажем, спортивный сектор)?
  42. Как относились учащиеся к отличникам? С симпатией, равнодушно, с завистью, все зависело от личных качеств отличника…
  43. Как относились учащиеся к своим товарищам - активистам ? С симпатией, равнодушно, с завистью, все зависело от личных качеств активиста…
  44. Были ли в Вашей группе девушки и ребята старших возрастов?
  45. Как складывались Ваши отношения со сверстниками? Со старшими по возрасту учащимися?
  46. Как складывались в первое время пребывания в техникуме Ваши отношения со старшекурсниками?
  47. Существовали ли в Вашей группе какие-либо «малые группы», например, несколько человек дружили друг с другом, а с остальными нет.
  48. Девушки и ребята из Вашей группы во время учебы «влюблялись»?
  49. Если да, то это происходило из-за общения в классах, на практике, на уборочной, на вечерах в техникуме?
  50. Учащиеся в техникуме жили, прежде всего, в своей группе или в своем возрасте, или в своей специальности, или землячествами, или девушки с девушками, юноши с юношами? Кто наиболее регулярно общался с кем и почему?
  51. Наблюдали ли Вы «ухаживания» юношей за девушками (или наоборот?) в техникуме? Как это происходило?
  52. Пожалуйста, попытайтесь вспомнить, было ли у Вас во время учебы свободное время? Сколько? Чем Вы его занимали?
  53. Где и как часто во время учебы в техникуме Вы смотрели кинофильмы?
  54. Какие кинофильмы Вам запомнились с техникумовских времен?
  55. Как часто в техникуме Вам приходилось слышать ненормативную лексику (мат)? От кого?
  56. Как Вы думаете, почему была распространена / не распространена ненормативная лексика?
  57. Посещали ли Вы православные храмы в то время, когда учились в техникуме?
  58. Ели ли Вы в то время куличи на Пасху?
  59. Куда Вы ездили на зимние каникулы? Что делали?
  60. Куда Вы ездили на летние каникулы? Что делали?
  61. Приходилось ли Вам быть спортивным болельщиков на соревнованиях в техникуме или с участием техникумовских команд?
  62. Что представляли собой вечера, организованные в техникуме на праздники?
  63. Сколько раз Вы были в Москве в 1-2 год учебы?
  64. Сколько раз Вы были в Москве в 3-4 год учебы?
  65. Известны ли Вам факты «отмечаний» религиозных праздников учащимися техникума?
  66. Известны ли Вам факты «отмечаний» религиозных праздников преподавателями, работниками техникума?
  67. Какие заводы гжельской округи Вы знали тогда, когда учились в техникуме?
  68. Назовите, кого из передовиков производства гжельской округи того времени Вы помните?
  69. Бывали ли Вы на торжественных собраниях с участием заводчан, фабричных, кооператоров, колхозников?
  70. Как и где оказывалась медицинская помощь заболевшим учащимся?
  71. Известны ли Вам случаи отчислений учащихся по болезни? Сколько?
  72. Известны ли Вам случаи смерти учащихся в результате болезни? Сколько?
  73. Пели ли Вы песни? Если да, то в какой обстановке: в хоре, в группе, на сельхозработах…?
  74. Какие песни своей техникумовской поры Вы помните?
  75. Вспомните, какие песни в то время обычно пели учащиеся техникума?
  76. Какие музыкальные инструменты использовались?
  77. Пели ли Вы «для себя», «напевали ли про себя»? Если да, то какие песни Вы «напевали»?
  78. Какие случаи конфликтов хороших учащихся с преподавателями и администрацией Вам известны?
  79. Когда Вы поступали в техникум, Вы знали, куда хотели попасть на работу и на какую должность? Если да, то почему именно эта работа, эта специальность, должность Вас привлекала?
  80. Как широко было распространено среди учащихся курение?
  81. Когда Вы заканчивали школу, какими были Ваши обязанности в родительском доме?
  82. Можно ли сказать, что среди девушек-учащихся были распространены определенные виды прически? Какие?
  83. Можно ли сказать, что среди юношей-учащихся были распространены определенные виды прически? Какие?
  84. Можно ли сказать, что больше всего из учащихся курили такие-то (скажем старшекурсники - молодые люди или, наоборот, первокурсники)?
  85. Курили ли преподаватели, администрация?
  86. Вспомните, пожалуйста, рацион техникумовской столовой: завтрак – обед – ужин.
  87. Какие блюда техникумовской столовой Вам нравились больше всего?
  88. Какие блюда техникумовской столовой Вам нравились меньше всего?
  89. Сколько раз в день Вы ходили в столовую?
  90. Сколько приходилось платить за питание?
  91. Была ли у Вас возможность столоваться не в техникуме? Если да, то где.
  92. Готовили ли Вы поесть в общежитии? Если да, то что готовили?
  93. Как Вам кажется, учащимся в то время нравилось то, как их кормят в столовой?
  94. В техникуме Вам приходилось дежурить? Где именно? В чем заключались обязанности дежурного?
  95. За что Вам приходилось платить и сколько, учась в техникуме?
  96. Вспомните, пожалуйста, на стендах, на стенах техникума вывешивались ли «Правила внутреннего распорядка»?
  97. Откуда Вы знали «Правила внутреннего распорядка»?
  98. Когда Вы учились, Вам приходилось читать газеты и журналы? Вспомните, пожалуйста, какие?
  99. Какими письменными принадлежностями Вы пользовались на 1-2 курсе? Достаточно ли было бумаги?
  100. Знакомы ли Вам случаи воровства в техникуме? Если да, то какие?
  101. Как Вам казалось на 1-2 курсах, много ли существует запретов в том, что касается Вашей жизни в техникуме?
  102. Если запреты существовали, то какие ограничения были самыми неприятными?
  103. Как Вы в целом относились к запретам и ограничениям со стороны администрации и преподавателей?
  104. Какие политические анекдоты Вы слышали, будучи учащимся 1-2 курсов?
  105. Какие политические анекдоты Вы слышали, будучи учащимся 3-4 курсов?
  106. Откуда Вы их узнавали?
  107. Было ли для Вас что-то интересное на техникумовском дворе?
  108. Были ли в техникуме, в поселке места, где Вам приятно было бывать? Какие и почему?
  109. Были ли в техникуме, в поселке места, где Вам не приятно было бывать? Какие и почему?
  110. Когда Вы учились в техникуме, что Вам было известно о криминогенной обстановке в гжельской округе?
  111. Какие официальные праздники в техникуме Вам больше всего нравились?
  112. Какие официальные праздники в техникуме оставляли Вас более или менее равнодушным (ной)?
  113. Существовала ли в техникуме «Доска почета»?
  114. Если да, то каким было Ваше отношение к ней тогда?
  115. Что администрация, преподаватели, комсомольцы развешивали на стенах в коридорах?
  116. Хватало ли учебников в техникумовской библиотеке по Вашей специальности?
  117. Вспомните, пожалуйста, Ваше первое впечатление от техникумовской столовой.
  118. Где Вы проходили учебную и производственную практику?
  119. На производственной практике Вы больше узнали от преподавателя – руководителя практики или куратора, приставленного к Вам на заводе? Может от того и другого примерно одинаково?
  120. Какие художественные произведения литературы Вам сильнее всего запомнились из техникумовского времени? Почему именно они?
  121. Во время учебы на 1-2 курсах у Вас был портфель (сумка)? В чем носили книжки и тетрадки Ваши товарищи?
  122. Известны ли Вам случаи, когда учащиеся женились?
  123. Была ли заметна разница в поведении учащихся из полных и неполных семей? Если да, то в чем она заключалась?
  124. Какие случаи конфликтов на самом деле плохих учащихся с преподавателями и администрацией Вам известны?
  125. Как часто Вам приходилось обращаться в библиотеку техникума?
  126. Какие книги Вы там брали: художественные, учебники, что-то другое?
  127. Помните ли Вы, как звали библиотекаря? Если да, то каким он (она) Вам запомнился (лась)?
  128. Отмечали ли учащиеся 8 марта, так сказать, помимо официальной части? Если да, то как?
  129. Во время учебы в техникуме Вы состояли в комсомоле?
  130. Наверное в техникуме существовала определенная дисциплина, какие запреты казались Вам наиболее стеснительными?
  131. Как регулярно Вы посещали комсомольские собрания?
  132. Что на этих собраниях было интересным? Может быть ничего?
  133. Что происходило за 10-15 минут до собрания в зале? Люди просто собирались, разговаривали друг с другом…?
  134. Приходилось ли Вам зарабатывать деньги во время учебы в техникуме? Если да, то как?
  135. Известны ли Вам случаи, когда учащиеся искали заработков? Какие возможности находились?
  136. По вечерам, когда на улице темнело, страшно / не страшно было ходить по улицам? Почему?
  137. Слышали ли Вы в техникуме неприличные неполитические анекдоты? Кто их рассказывал?
  138. Как часто во время учебы Вам приходилось бывать на кладбище?
  139. Если Вы были участником похоронных обрядов, как часто участие в них принимал священник?
  140. Какие книги обсуждались на классных и внеклассных мероприятиях в техникуме? Кто эти мероприятия организовывал?
  141. Читали ли на самом деле учащиеся эти книги или об их содержании им рассказывали во время мероприятия?
  142. Известны ли Вам случаи противоправных действий учащихся техникума?
  143. Когда Вы учились в техникуме, что Вам было известно о промкооперации? Из каких источников?
  144. Были ли связаны с промкооперацией Ваши родители, родственники, родители друзей?
  145. Как часто Вам приходилось сталкиваться с неприличными надписями на заборах?
  146. Устраивались ли в техникуме встречи с ветеранами Великой Отечественной войны?
  147. Знали ли Вы наверняка, кто из Ваших преподавателей участвовал в Великой Отечественной войне?
  148. Известны ли Вам случаи подарков учащихся преподавателям? Если да, то как-то это обсуждалось? Как-то на это реагировала администрация?
  149. Какие надписи на ученических столах в техникуме Вам приходилось видеть?
  150. Какое впечатление на Вас произвели первые дни производственной практики? Что понравилось и не понравилось на заводе, где Вы практиковались?
  151. Учась на 3-4 курсе, владели ли Вы какой-нибудь рабочей специальностью?
  152. Помните ли Вы горожан среди своих товарищей или практически все были из сельской местности?
  153. Устраивались ли в классах читки газет на классных часах?
  154. Пожалуйста, вспомните! Какие изменения произошли в облике гжельской округи за то время, пока Вы учились в техникуме?
  155. За то время, когда Вы учились, часто ли Вам приходилось видеть безногих людей на улицах?
  156. Правда ли, что из близлежащих поселков некоторые учащиеся зимой добирались на занятия в техникум на лыжах?
  157. Если Вы жили в общежитии, то опишите, пожалуйста: а) свою комнату и товарищей, б) общежитие в целом.
  158. Какой посудой Вы пользовались? Была ли у учащихся личная посуда?
  159. Знакомы ли Вам случаи уплаты алиментов учащимися техникума? Да или нет, если да, то сколько случаев.
  160. Как трудно или легко можно было купить спиртное?
  161. Известны ли Вам случаи «выпивок» с участием учащихся техникума, оставшихся неизвестными администрации?
  162. На разных общественных работах, в которых Вам приходилось участвовать, разделялись ли виды работ между юношами и девушками. Пожалуйста, напишите об этом максимально подробно.
  163. Насколько знания, полученные в техникуме, помогли Вам в первое после его окончания время?
  164. Как Вы считаете, наиболее ценными оказались знания или умения?
  165. Какие костюмы носили преподаватели-мужчины: а) военные и полувоенные, б) обычные цивильные мужские костюмы, в) костюмов, как таковых не носили – пиджак, френч, галифе… Что-то другое?
  166. Были ли преподаватели, представители администрации, которые одевались заметно лучше?
  167. Были ли преподаватели, представители администрации, которые одевались заметно хуже?
  168. Как одевались женщины-преподаватели, представители администрации?
  169. Где покупали одежду: в Москве, в Раменском, в гжельской округе?
  170. Как одевались учащиеся молодые люди?
  171. Как одевались учащиеся девушки?
  172. Известны ли Вам случаи использования косметики преподавателями, учащимися? Как широко они были распространены?
  173. Какая косметика использовалась чаще всего?
  174. Были ли такие люди в техникуме, кто выделялся по этому признаку – использование косметики?
  175. Как реагировали учащиеся на использование косметики учащимися?
  176. В каких соревнованиях Вам приходилось участвовать во время учебы в техникуме?
  177. Сколько примерно человек из Вашей группы не участвовало ни в каких спортивных соревнованиях?
  178. Как часто можно было видеть пьяных на улицах в известных Вам поселках гжельской округи?
  179. Куда Вас распределили после техникума? Поехали ли Вы на место распределения? Почему?
  180. Были ли известны Вам обстоятельства личной жизни преподавателей?
  181. Если они были известны учащимся, то обсуждались ли они среди друзей?
  182. Будучи учащимся (-ейся) 1-2 курсов, знали ли Вы размеры заработной платы в силикатно-керамическом производстве?
  183. Приходилось ли Вам в «техникумовское время» бывать в Москве в кинотеатрах? Если да, то какие фильмы Вы смотрели?
  184. Почему не все учащиеся состояли в комсомоле? Вы помните таких учащихся?
  185. Назовите основные вехи своей служебной биографии: места работы, должности, характер деятельности, отмеченные администрацией и властями регалии.
  186. С кем из своих сокурсников Вы поддерживали, поддерживаете отношения? Попросите их, пожалуйста, заполнить этот вопросный лист.
  187. О ком из сокурсников, точнее их профессиональной, служебной карьере, Вы обладаете информацией? Коротко напишите, пожалуйста, и об этом.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОПРОСА ВЕТЕРАНОВ, ПРОЖИВАВШИХ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ/

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ В 1944-1960 годах

  1. О своих родителях, родительском доме, о бабушках и дедушках, крестных – взаимоотношения (между собой, с Вами).
  2. О детстве, с какого возраста себя помните, что делали по дому, по хозяйству, как проводили время – друзья, товарищи, игры: а) мальчики, б) девочки
  3. Детская жизнь вне дома (интернат): дорога туда-обратно, первые дни, недели, язык, быт, отношения со сверстниками, с воспитателями. Привыкание/непривыкание.
  4. Воспитательные усилия интерната, школы, отношение к этим усилиям. Чего хотели старшие и как они выглядели в глазах детей?
  5. О школе, учителя, директор, предметы, отношения на уроках, перемены, послушание/непослушание, игры, дружба/вражда, озорство.
  6. Песни, стихи, книги, фильмы, рассказы старших и сверстников детской, подростковой поры.
  7. Что нравилось, что не нравилось, что приходилось делать по принуждению, по сознательному выбору, из интереса к самому делу?
  8. Село, деревня в пору Вашего детства, школьных лет.
  9. Детские представления о мире: природа, география (где что находится, Урал, Север, Юг, деревни и города /какие/, лес, тундра), общество, родной, русский и другие языки, страна, политика.
  10. Как выбирали род будущих взрослых занятий?
  11. Об учебе в техникуме, институте: как выбрали; первые и последующие впечатления об учебном заведении (здание, внутреннее убранство, люди), как устроились, взаимоотношения с другими студентами, преподавателями, руководством. Что запомнилось?
  12. Материальное положение во время учебы.
  13. Свободное время.
  14. Песни, стихи, книги, фильмы, рассказы старших и сверстников детской, подростковой поры.
  15. Город и родные места, что понравилось, что пугало, вызывало неприязнь, распорядок обычного дня в городе/дома.
  16. Юношеские представления о мире: природа, страна, Север, общество, политика.
  17. Какие крупные события из истории Вам лично запомнились и как?
Просмотров: 501 | Добавил: avtor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0