УСТНАЯ ИСТОРИЯ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
(сообщение на Волдинских чтениях, 19 июня 2018, Югорский ун-т, г. Ханты-Мансийск)
Итак, опыт исторического изучения исторического бытия.
Бытие - это не только быт, хотя и быт конечно. Бытие - это жизнь с ее повседневными, так сказать нормальными, и в то же время экзистенциальными смыслами. Рождение, мир детства с его удивлением, началом постижения мироздания, юность, ступеньки социализации, обретение человеком с возрастом новых статусов и освоение ролей, поиск собственной идентичности: кто я, старость и новые статусы и роли, мировоприятие и мирочувствование - все это было малоинтересно европейской и отечественной исторической науке до ХХ века. Человеком занималась литература, человеком занималось искусство, философия, но не история.
Антропологический поворот в исторической науке/историографи по настоящему произошел только во второй половине ХХ столетия. Что изучала прежняя, условно говоря "классическая" историография? И чем от нее отличается "новое" антропологическое направление? Ответ на этот вопрос я попытался в общих чертах представить на 2-м слайде презентации.
Если обобщать эту информацию можно сказать: прежде историков интересовали макро- явления и процессы. Или, другими словами, надличностные явления и процессы: развитие промышленности, сельского хозяйства, изменения социальной структуры общества, политические коллизии и конфликты. Если речь и заходила о человеке, то, как правило, имелись в виду т. н. исторические личности, чаще всего великие исторические деятели или герои войн.
Антропологический поворот принципиально меняет предмет изучения: не глобальная, не макро-, а микро-история, не надличностные явления и процессы, а та самая жизнь человека, со всеми ее перипетиями и проблемами, о которой я говорил в самом начале - вот что становится главным предметом изучения.
Антропологический поворот порождает новые научные направления - так называемые "новые истории". В том числе новую социальную, локальную историю, гендерные исторические исследования, историю повседневности. На слайде 3 названные мной направления прописаны черным, а последняя - устная история - синим. Устная история, хотя строго говоря, не является "новой", но благодаря соседству с названными "новыми историями" обретает новое качество. Качество инструмента.
На следующем слайде 4 как раз и представлены научные определения устной истории или oral history - на Западе это направления развилось раньше, чем у нас, поэтому английское название в данном случае уместно. Уместно тем более, что существует целый интернет-портал, с которым будет полезно познакомиться всем ревнителям старины, краеведам, людям, стремящимся восстановить хотя бы фрагменты истории своих родителей, бабушек и дедушек, историю родных мест...
Важнейшим требованием сбора такого материала, проведения микро-исторических исследований является определение цели и задач работы. Смотрите слайд 5. Все истории представленные здесь - это в конечном счете прежде всего истории конкретных людей, истории человека.
Как реализуются специалистами-историками эти цели? Смотрите слайды 6-7-8. Чтобы получить реконструкцию фрагментов прошлого надо составить список вопросов, ответы на которые раскрывали бы нам непознанное, неизвестное, "белые пятна" этого прошлого. Проблема заключается в том, чтобы продумать и составить список вопросов в соответствии с целью работы.
Если мы хотим изучать историю поселка, то наряду с вопросами о взаимоотношениях жителей, здесь обязательно будут вопросы, связанные с образом или образами поселка в глазах наших информантов. Если мы изучаем историю учреждения, скажем сельской школы, то опять же наряду с отношенческими здесь будут и вопросы о том, как выглядела школа, как она была обустроена в разные времена. Но в обоих случаях, а тем более, если речь идет об истории семьи, нас прежде всего будут интересовать как раз отношения между людьми, нашими предками, их поступки и мотивы этих поступков. Отдельно скажу о конфликтах, поскольку именно в них ярче всего высвечиваются личностные особенности человека.
Наконец надо иметь в виду и то, что у своих информантов мы узнаем не только о прошлом, но и о том, как это прошлое видится им. Надо отдавать себе отчет в том, что это не просто некая нейтральная объективная информация. Нет. В ней неизбежна оценка прошлого, иными словами - завет старшего поколения молодым. В этом человеческом, "гражданском" начале наряду с научной заключается большая воспитательная составляющая устной истории. Она тем сильней, чем больше вовлечена в поиски информации о прошлом молодежь, она - залог связи поколений, утратить которую значит, говоря по-русски превратиться в Иваном не помнящих родства.
ПЛАН ОПРОСА ВЕТЕРАНОВ ГЖЕЛЬСКОГО ТЕХНИКУМА,
ОБУЧАВШИХСЯ В НЕМ В 1944-1960 годах
- В каком году Вы поступили в Гжельский силикатно-керамический техникум?
- Сколько классов, и в какой школе Вы окончили перед поступлением в Гжельский силикатно-керамический техникум?
- Почему Вы после школы выбрали именно Гжельский силикатно-керамический техникум?
- Что Вы знали о Гжельском техникуме до поступления?
- Информацию о техникуме Вы получили от родных, друзей, знакомых, прочитали о техникуме в газете?
- Существовал ли среди учащихся техникума молодежный сленг или его элементы?
- Существовал ли среди учащихся техникума профессиональный сленг или его элементы?
- Ваши самые первые впечатления о техникуме.
- Кто был директором техникума в то время, когда Вы учились? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
- Кто был завучем техникума в то время, когда Вы учились? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
- Кто был Вашим классным руководителем? Что Вы о нем помните? (Интересно всё – любые «мелочи»).
- Кого из преподавателей Вы помните, чем они Вам запомнились (о каждом отдельно; интересно всё – любые «мелочи»).
- Общались ли Вы и Ваши однокурсники с преподавателями вне учебных занятий и практик?
- Были ли у преподавателей и учащихся общие интересы, прямо не связанные с учебой? Если да, то какие? Что интересовало и тех и других?
- Известны ли Вам случаи «доносительства» учащихся друг на друга? Что это за случаи?
- Было ли Вам что-либо известно о конфликтах в педагогическом коллективе? Если да, то что? Каким было Ваше отношение, отношение других учащихся к этим конфликтам.
- Помните ли Вы факты использования на учебных занятиях каких-либо наглядных пособий? По каким предметам? Каких, например.
- Помните ли Вы факты использования на учебных занятиях учебных фильмов? По каким предметам? Каких, например.
- Часто ли преподаватели ставили «двойки» учащимся?
- Существовали ли прозвища, которыми учащиеся между собой называли директора, завуча, учителей? Если да, назовите эти прозвища. Пожалуйста, постарайтесь объяснить их происхождение, их смысл.
- Как полученная «Двойка» воспринималась Вами?
- Как воспринимали «Двойки» другие учащиеся?
- Ругали ли в техникуме за «двойки»?
- Если ругали, то кто это делал?
- Как относились к «двойкам» своих товарищей по классу другие учащиеся?
- Приходилось ли Вам лично сочувствовать, поддерживать учащегося, получившего «двойку»?
- Помогали ли успевающие учащиеся тем своим товарищам, которые получали «двойки»? Если да, то, что это была за помощь?
- Первый раз Вы побывали в московском театре в … году.
- Сколько учащихся сидело в классе на занятиях на 1-2 курсах?
- На занятиях по каким предметам в классе бывало шумно?
- Кто из преподавателей был наиболее строгим?
- Кто из преподавателей был наиболее «мягким»?
- Кого из учащихся техникума своего времени Вы помните, как хороших общественных активистов (может, комсомольцев или молодых коммунистов)?
- Кого из преподавателей учащиеся Вашей группы любили больше всего? За что?
- Кого из преподавателей учащиеся Вашей группы не любили больше всего? За что?
- Связано ли это положительное и негативное отношение к преподавателям с их профессиональными или личными качествами, а может все дело в учебном предмете – интересный или неинтересный?
- Когда, поступив в техникум, Вы впервые начали ощущать себя уверенно, «как дома» или почти «как дома», на каком месяце (году) обучения?
- Как складывались в первое время пребывания в техникуме Ваши отношения со старшекурсниками?
- Какими Вам показались после школы аудитории и здание техникума? (размеры, освещенность, отопление и т.п.)?
- Как Вы думаете, был ли среди учащихся техникума учащийся, который хорошо подходил на роль лидера, «заводилы» и, в то же время, хорошего товарища, надежного человека?
- Был ли этот человек на самом деле избран комсомольским руководителем или руководителем профкома, может быть какой-то другой организации (скажем, спортивный сектор)?
- Как относились учащиеся к отличникам? С симпатией, равнодушно, с завистью, все зависело от личных качеств отличника…
- Как относились учащиеся к своим товарищам - активистам ? С симпатией, равнодушно, с завистью, все зависело от личных качеств активиста…
- Были ли в Вашей группе девушки и ребята старших возрастов?
- Как складывались Ваши отношения со сверстниками? Со старшими по возрасту учащимися?
- Как складывались в первое время пребывания в техникуме Ваши отношения со старшекурсниками?
- Существовали ли в Вашей группе какие-либо «малые группы», например, несколько человек дружили друг с другом, а с остальными нет.
- Девушки и ребята из Вашей группы во время учебы «влюблялись»?
- Если да, то это происходило из-за общения в классах, на практике, на уборочной, на вечерах в техникуме?
- Учащиеся в техникуме жили, прежде всего, в своей группе или в своем возрасте, или в своей специальности, или землячествами, или девушки с девушками, юноши с юношами? Кто наиболее регулярно общался с кем и почему?
- Наблюдали ли Вы «ухаживания» юношей за девушками (или наоборот?) в техникуме? Как это происходило?
- Пожалуйста, попытайтесь вспомнить, было ли у Вас во время учебы свободное время? Сколько? Чем Вы его занимали?
- Где и как часто во время учебы в техникуме Вы смотрели кинофильмы?
- Какие кинофильмы Вам запомнились с техникумовских времен?
- Как часто в техникуме Вам приходилось слышать ненормативную лексику (мат)? От кого?
- Как Вы думаете, почему была распространена / не распространена ненормативная лексика?
- Посещали ли Вы православные храмы в то время, когда учились в техникуме?
- Ели ли Вы в то время куличи на Пасху?
- Куда Вы ездили на зимние каникулы? Что делали?
- Куда Вы ездили на летние каникулы? Что делали?
- Приходилось ли Вам быть спортивным болельщиков на соревнованиях в техникуме или с участием техникумовских команд?
- Что представляли собой вечера, организованные в техникуме на праздники?
- Сколько раз Вы были в Москве в 1-2 год учебы?
- Сколько раз Вы были в Москве в 3-4 год учебы?
- Известны ли Вам факты «отмечаний» религиозных праздников учащимися техникума?
- Известны ли Вам факты «отмечаний» религиозных праздников преподавателями, работниками техникума?
- Какие заводы гжельской округи Вы знали тогда, когда учились в техникуме?
- Назовите, кого из передовиков производства гжельской округи того времени Вы помните?
- Бывали ли Вы на торжественных собраниях с участием заводчан, фабричных, кооператоров, колхозников?
- Как и где оказывалась медицинская помощь заболевшим учащимся?
- Известны ли Вам случаи отчислений учащихся по болезни? Сколько?
- Известны ли Вам случаи смерти учащихся в результате болезни? Сколько?
- Пели ли Вы песни? Если да, то в какой обстановке: в хоре, в группе, на сельхозработах…?
- Какие песни своей техникумовской поры Вы помните?
- Вспомните, какие песни в то время обычно пели учащиеся техникума?
- Какие музыкальные инструменты использовались?
- Пели ли Вы «для себя», «напевали ли про себя»? Если да, то какие песни Вы «напевали»?
- Какие случаи конфликтов хороших учащихся с преподавателями и администрацией Вам известны?
- Когда Вы поступали в техникум, Вы знали, куда хотели попасть на работу и на какую должность? Если да, то почему именно эта работа, эта специальность, должность Вас привлекала?
- Как широко было распространено среди учащихся курение?
- Когда Вы заканчивали школу, какими были Ваши обязанности в родительском доме?
- Можно ли сказать, что среди девушек-учащихся были распространены определенные виды прически? Какие?
- Можно ли сказать, что среди юношей-учащихся были распространены определенные виды прически? Какие?
- Можно ли сказать, что больше всего из учащихся курили такие-то (скажем старшекурсники - молодые люди или, наоборот, первокурсники)?
- Курили ли преподаватели, администрация?
- Вспомните, пожалуйста, рацион техникумовской столовой: завтрак – обед – ужин.
- Какие блюда техникумовской столовой Вам нравились больше всего?
- Какие блюда техникумовской столовой Вам нравились меньше всего?
- Сколько раз в день Вы ходили в столовую?
- Сколько приходилось платить за питание?
- Была ли у Вас возможность столоваться не в техникуме? Если да, то где.
- Готовили ли Вы поесть в общежитии? Если да, то что готовили?
- Как Вам кажется, учащимся в то время нравилось то, как их кормят в столовой?
- В техникуме Вам приходилось дежурить? Где именно? В чем заключались обязанности дежурного?
- За что Вам приходилось платить и сколько, учась в техникуме?
- Вспомните, пожалуйста, на стендах, на стенах техникума вывешивались ли «Правила внутреннего распорядка»?
- Откуда Вы знали «Правила внутреннего распорядка»?
- Когда Вы учились, Вам приходилось читать газеты и журналы? Вспомните, пожалуйста, какие?
- Какими письменными принадлежностями Вы пользовались на 1-2 курсе? Достаточно ли было бумаги?
- Знакомы ли Вам случаи воровства в техникуме? Если да, то какие?
- Как Вам казалось на 1-2 курсах, много ли существует запретов в том, что касается Вашей жизни в техникуме?
- Если запреты существовали, то какие ограничения были самыми неприятными?
- Как Вы в целом относились к запретам и ограничениям со стороны администрации и преподавателей?
- Какие политические анекдоты Вы слышали, будучи учащимся 1-2 курсов?
- Какие политические анекдоты Вы слышали, будучи учащимся 3-4 курсов?
- Откуда Вы их узнавали?
- Было ли для Вас что-то интересное на техникумовском дворе?
- Были ли в техникуме, в поселке места, где Вам приятно было бывать? Какие и почему?
- Были ли в техникуме, в поселке места, где Вам не приятно было бывать? Какие и почему?
- Когда Вы учились в техникуме, что Вам было известно о криминогенной обстановке в гжельской округе?
- Какие официальные праздники в техникуме Вам больше всего нравились?
- Какие официальные праздники в техникуме оставляли Вас более или менее равнодушным (ной)?
- Существовала ли в техникуме «Доска почета»?
- Если да, то каким было Ваше отношение к ней тогда?
- Что администрация, преподаватели, комсомольцы развешивали на стенах в коридорах?
- Хватало ли учебников в техникумовской библиотеке по Вашей специальности?
- Вспомните, пожалуйста, Ваше первое впечатление от техникумовской столовой.
- Где Вы проходили учебную и производственную практику?
- На производственной практике Вы больше узнали от преподавателя – руководителя практики или куратора, приставленного к Вам на заводе? Может от того и другого примерно одинаково?
- Какие художественные произведения литературы Вам сильнее всего запомнились из техникумовского времени? Почему именно они?
- Во время учебы на 1-2 курсах у Вас был портфель (сумка)? В чем носили книжки и тетрадки Ваши товарищи?
- Известны ли Вам случаи, когда учащиеся женились?
- Была ли заметна разница в поведении учащихся из полных и неполных семей? Если да, то в чем она заключалась?
- Какие случаи конфликтов на самом деле плохих учащихся с преподавателями и администрацией Вам известны?
- Как часто Вам приходилось обращаться в библиотеку техникума?
- Какие книги Вы там брали: художественные, учебники, что-то другое?
- Помните ли Вы, как звали библиотекаря? Если да, то каким он (она) Вам запомнился (лась)?
- Отмечали ли учащиеся 8 марта, так сказать, помимо официальной части? Если да, то как?
- Во время учебы в техникуме Вы состояли в комсомоле?
- Наверное в техникуме существовала определенная дисциплина, какие запреты казались Вам наиболее стеснительными?
- Как регулярно Вы посещали комсомольские собрания?
- Что на этих собраниях было интересным? Может быть ничего?
- Что происходило за 10-15 минут до собрания в зале? Люди просто собирались, разговаривали друг с другом…?
- Приходилось ли Вам зарабатывать деньги во время учебы в техникуме? Если да, то как?
- Известны ли Вам случаи, когда учащиеся искали заработков? Какие возможности находились?
- По вечерам, когда на улице темнело, страшно / не страшно было ходить по улицам? Почему?
- Слышали ли Вы в техникуме неприличные неполитические анекдоты? Кто их рассказывал?
- Как часто во время учебы Вам приходилось бывать на кладбище?
- Если Вы были участником похоронных обрядов, как часто участие в них принимал священник?
- Какие книги обсуждались на классных и внеклассных мероприятиях в техникуме? Кто эти мероприятия организовывал?
- Читали ли на самом деле учащиеся эти книги или об их содержании им рассказывали во время мероприятия?
- Известны ли Вам случаи противоправных действий учащихся техникума?
- Когда Вы учились в техникуме, что Вам было известно о промкооперации? Из каких источников?
- Были ли связаны с промкооперацией Ваши родители, родственники, родители друзей?
- Как часто Вам приходилось сталкиваться с неприличными надписями на заборах?
- Устраивались ли в техникуме встречи с ветеранами Великой Отечественной войны?
- Знали ли Вы наверняка, кто из Ваших преподавателей участвовал в Великой Отечественной войне?
- Известны ли Вам случаи подарков учащихся преподавателям? Если да, то как-то это обсуждалось? Как-то на это реагировала администрация?
- Какие надписи на ученических столах в техникуме Вам приходилось видеть?
- Какое впечатление на Вас произвели первые дни производственной практики? Что понравилось и не понравилось на заводе, где Вы практиковались?
- Учась на 3-4 курсе, владели ли Вы какой-нибудь рабочей специальностью?
- Помните ли Вы горожан среди своих товарищей или практически все были из сельской местности?
- Устраивались ли в классах читки газет на классных часах?
- Пожалуйста, вспомните! Какие изменения произошли в облике гжельской округи за то время, пока Вы учились в техникуме?
- За то время, когда Вы учились, часто ли Вам приходилось видеть безногих людей на улицах?
- Правда ли, что из близлежащих поселков некоторые учащиеся зимой добирались на занятия в техникум на лыжах?
- Если Вы жили в общежитии, то опишите, пожалуйста: а) свою комнату и товарищей, б) общежитие в целом.
- Какой посудой Вы пользовались? Была ли у учащихся личная посуда?
- Знакомы ли Вам случаи уплаты алиментов учащимися техникума? Да или нет, если да, то сколько случаев.
- Как трудно или легко можно было купить спиртное?
- Известны ли Вам случаи «выпивок» с участием учащихся техникума, оставшихся неизвестными администрации?
- На разных общественных работах, в которых Вам приходилось участвовать, разделялись ли виды работ между юношами и девушками. Пожалуйста, напишите об этом максимально подробно.
- Насколько знания, полученные в техникуме, помогли Вам в первое после его окончания время?
- Как Вы считаете, наиболее ценными оказались знания или умения?
- Какие костюмы носили преподаватели-мужчины: а) военные и полувоенные, б) обычные цивильные мужские костюмы, в) костюмов, как таковых не носили – пиджак, френч, галифе… Что-то другое?
- Были ли преподаватели, представители администрации, которые одевались заметно лучше?
- Были ли преподаватели, представители администрации, которые одевались заметно хуже?
- Как одевались женщины-преподаватели, представители администрации?
- Где покупали одежду: в Москве, в Раменском, в гжельской округе?
- Как одевались учащиеся молодые люди?
- Как одевались учащиеся девушки?
- Известны ли Вам случаи использования косметики преподавателями, учащимися? Как широко они были распространены?
- Какая косметика использовалась чаще всего?
- Были ли такие люди в техникуме, кто выделялся по этому признаку – использование косметики?
- Как реагировали учащиеся на использование косметики учащимися?
- В каких соревнованиях Вам приходилось участвовать во время учебы в техникуме?
- Сколько примерно человек из Вашей группы не участвовало ни в каких спортивных соревнованиях?
- Как часто можно было видеть пьяных на улицах в известных Вам поселках гжельской округи?
- Куда Вас распределили после техникума? Поехали ли Вы на место распределения? Почему?
- Были ли известны Вам обстоятельства личной жизни преподавателей?
- Если они были известны учащимся, то обсуждались ли они среди друзей?
- Будучи учащимся (-ейся) 1-2 курсов, знали ли Вы размеры заработной платы в силикатно-керамическом производстве?
- Приходилось ли Вам в «техникумовское время» бывать в Москве в кинотеатрах? Если да, то какие фильмы Вы смотрели?
- Почему не все учащиеся состояли в комсомоле? Вы помните таких учащихся?
- Назовите основные вехи своей служебной биографии: места работы, должности, характер деятельности, отмеченные администрацией и властями регалии.
- С кем из своих сокурсников Вы поддерживали, поддерживаете отношения? Попросите их, пожалуйста, заполнить этот вопросный лист.
- О ком из сокурсников, точнее их профессиональной, служебной карьере, Вы обладаете информацией? Коротко напишите, пожалуйста, и об этом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОПРОСА ВЕТЕРАНОВ, ПРОЖИВАВШИХ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ/
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ В 1944-1960 годах
- О своих родителях, родительском доме, о бабушках и дедушках, крестных – взаимоотношения (между собой, с Вами).
- О детстве, с какого возраста себя помните, что делали по дому, по хозяйству, как проводили время – друзья, товарищи, игры: а) мальчики, б) девочки
- Детская жизнь вне дома (интернат): дорога туда-обратно, первые дни, недели, язык, быт, отношения со сверстниками, с воспитателями. Привыкание/непривыкание.
- Воспитательные усилия интерната, школы, отношение к этим усилиям. Чего хотели старшие и как они выглядели в глазах детей?
- О школе, учителя, директор, предметы, отношения на уроках, перемены, послушание/непослушание, игры, дружба/вражда, озорство.
- Песни, стихи, книги, фильмы, рассказы старших и сверстников детской, подростковой поры.
- Что нравилось, что не нравилось, что приходилось делать по принуждению, по сознательному выбору, из интереса к самому делу?
- Село, деревня в пору Вашего детства, школьных лет.
- Детские представления о мире: природа, география (где что находится, Урал, Север, Юг, деревни и города /какие/, лес, тундра), общество, родной, русский и другие языки, страна, политика.
- Как выбирали род будущих взрослых занятий?
- Об учебе в техникуме, институте: как выбрали; первые и последующие впечатления об учебном заведении (здание, внутреннее убранство, люди), как устроились, взаимоотношения с другими студентами, преподавателями, руководством. Что запомнилось?
- Материальное положение во время учебы.
- Свободное время.
- Песни, стихи, книги, фильмы, рассказы старших и сверстников детской, подростковой поры.
- Город и родные места, что понравилось, что пугало, вызывало неприязнь, распорядок обычного дня в городе/дома.
- Юношеские представления о мире: природа, страна, Север, общество, политика.
- Какие крупные события из истории Вам лично запомнились и как?
|