Главная » 2014 » Июнь » 17 » Древняя Русь
07:15
Древняя Русь

Древняя Русь

План.

1.        Восточные славяне в древности.

2.        Социальный строй и образование государства у славян в IX веке.

3.        Реформы первых киевских князей.

Литература:

Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине Х века // Вопросы истории.  1999.  №8. // [Электронный ресурс] // URL: http://saygotakamori.livejournal.com/101715.html

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 2001. // [Электронный ресурс] // URL:  http://www.lants.tellur.ru:8100/history/danilevsky/ (дата обращения 16.09.2013).

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск, Москва, 1995.

 

1.                   Восточные славяне в древности.

Славяне принадлежали к индоевропейской общности народов. Согласно концепции Сергея Павловича Толстова «первобытной языковой непрерывности», на заре своей истории человечество говорило на языках, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях. В эпоху неолита, с одной стороны, происходит переход от добывающих к производящим формам экономики («неолитическая революция»), усиливается оседлость населения, с другой, в связи с распространением хвойных лесов и болот затрудняются контакты между отдельными районами расселения людей. В результате начинается формирование основных языковых семей.

Складываются языки т.н. ностратической группы, из которой, в свою очередь, выделились такие языковые семьи, как:

1. Индоевропейская с поселением ее на территории современной Германии и Западной Польши.
2. Семито-хамитская – в Малой Азии.
3. Уральская – Южный Урал (в т.ч. имеющие ностратические элементы - чукотско-камчатская и нивхская группы)
4. Алтайская  (в том числе - японская и корейская).
5. Картвельская – Западная Грузия.
6. Дравидийская – Юг полуострова Индостан.

Прародиной индоевропейцев Вячеслав Всеволодович Иванов и Тамаз Валерианович Гамкрелидзе считают район восточной Анатолии (юго-восток совр. Турции). На рубеже IV-III тыс. до н.э. племена индоевропейцев, занимавшихся земледелием и скотоводством, в связи с общим похолоданием климата и значительным ухудшением условий для земледелия переходят к скотоводству и вскоре сталкиваются с проблемой поиска новых пастбищ. Начинаются миграции индоевропейцев. Так они попадают, в частности, в центральную и южную Европу.

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на огромной территории от Рейна до Днепра усиливается скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства.

Это неравенство углубляется с открытие меди и бронзы, развитием межплеменной торговли. Археологически эта эпоха обозначена “культурой шаровых амфор”, резко отличающейся от предшествующих, более примитивных культур. Борьба за стада и пастбища приводит к широчайшему расселению пастушеских племен (“культура шнуровой керамики”) не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги.

Оказавшись в центральной и южной Европе часть индоевропейцев вновь обращается к земледелию.

В середине II тыс. до н.э. из индоевропейской языковой общности выделяются балто-славяне, распавшиеся, в свою очередь, на самостоятельные группы в I тыс. до н.э.  Исторической прародиной собственно славянства считается как раз центральная и отчасти южная Европа (Балканы). “По мнозех же временех сели суть словени по Дунаеви”, – говорит летописец. О Дунае, как потенциальном центре восточнославянского русского царства, говорил один из первых русских князей Святослав. Дунай, как своеобразная “исходная земля”, упоминался и в русской народной песне о Стеньке Разине XVIII столетия.

В IV-VII веках, спровоцированное конфликтами народов центрально-азиатских степей из-за пастбищ, разворачивается так называемое Великое переселение народов. Кочевники, проигравшие войну (гунны, аланы, авары, болгары), покидают родные места и, «подхватывая» с собой другие народы (венгры), устремляются на запад, через узкую горловину между северной оконечностью Урала и южным Каспием, попадают на территорию Приаралья, Приазовья, Причерноморья, устремляются дальше на территорию Восточноевропейской равнины. В свою очередь, индоевропейские племена под давлением кочевых орд также начинают мигрировать. Так многочисленные германские племена завоевывают Римскую империю, а часть славянских племен в VII-VIII вв. перемещается на восток и заселяет территорию между Карпатами и Доном.

2. Социальный строй и образование государства у славян

Неизбежные при массовой миграции конфликты и войны, усилили процесс социального неравнества. У славян укрепляется военная верхушка: "лучшие", "нарочитые" "сильнейшие мужи", как гооврит летописец. О наличии неравенства у большинства восточно-славянских племен говорят и самоназвания их союзов. 

Выделяются две группы самоназваний: 1) по характеру местности обитания: поляне (поля), древляне (леса), дряговичи (болота); 2) по имени мифического удревленного предка: вятичи и радимичи (потомки Вячко и Радима). Суффикс "-ич" во всех славянских языках указывает на имя отца. Ученые считают, что самонаименование по имени предка означало, что в этих сообществах сохранялось первобытное равенство, тогда как у большинства славняских племен равенства уже не было, а потому "сильнейшие" и "нарочитые" предпочли "забыть" общего с рядовыми общинниками предка.

В условия формирующегося раннеклассового общества возникают и пред- или до- государственные (потестарно-политические) структуры: вече – собрание мужчин воинов и власть князца. Власть князца - военного вождя - отличалась тем, что держалась исключительно на авторитете и уважении к нему со стороны соплеменников. Встает вопрос, как же из власти князца выросла в конце концов власть князя, то есть собственно государственная власть?

Авторитет и уважение князца укреплялись через отношения потлача. Потлач – это система даров отдариваний. После удачной военной стычки с соседями воины в знак благодарности и уважения к князцу, удачно командовавшему боем, дарят часть захваченной добычи ему, а он не "проедает" подаренное, а накануне нового военного столкновения отдаривает воинам не только полученное от них, но и добавляет от себя. Обычно это ритуальное застолье, на котором князец выступает еще и как отец-кормилец, человек "высшего порядка", общающийся с "духами" и получающий их санкцию на военное предприятие, придумывающий магические угрожающие врагам слова (вроде "ура!"), а потому предстающий перед соплеменниками еще и как "шаман".

"Колесо" даров - отдариваний крутится, но в какой-то момент сам этот обычай изменяется: князец, принимая дары от всех, сам начинает отдаривать их лишь немногим – "золотой молодежи" из "лучших", "нарочитых" семейств. Так на свет появляются отряды профессиональных воинов, которым уже не надо заниматься хозяйством, они живут только военным грабежом. В славянских языках эти отряды получили название дружин. Понятно, что с появлением дружины качественно меняется и власть военного вождя: он уже не князец, но князь, власть его теперь основана на принуждении, насилии, инструментом которого способна служить и служит дружина. 

В VIII-IX веках в этот процесс становления княжеской власти у славян вмешиваются норманны (далекие предки скандинавских народов: норвежцев, датчан, шведов, исландцев). Естественно-географические условия (любой демографический всплеск приводил на сравнительно небольшом по территории полуострове к появлению проблемы "избыточных рабочих рук") способствовали развитию у норманнов такого "занятия" как профессиональный морской грабеж. В VIII-XI вв. норманны "ходили" вдоль европейских морских берегов, нападая на города с целью грабежа, обложения побежденных данью. А в IX-XII веках они уже завоевывают отдельные земли и даже государства: так появляется герцогство Нормандия на территории Франции, датская корона подчиняет себе Англию, на юге Италии было создано Сицилийское королевство норманнов.    

Ища власти и богатства в Западной Европе, чего могли искать норманны в славянских лесах и болотах? Очевидно, будучи хорошими мореходами, они искали здесь, прежде всего, путь на Византию, на Константинополь, плацдарм к новым военно-торговым походам к богатейшим землям и городам Восточно-Римской империи, искали путь... "из варяг в греки".

История создания Древнерусского государства хорошо известна; если есть необходимость вспомнить, можно обратиться к любому справочнику или учебнику. Вот основные даты:

862 - призвания "варягов" (пришел Рюрик с братьями Синеусом и Трувором и начал княжить в Новгороде).

862 - экспедиция Аскольда и Дира и вокняжение их в Киеве. 

882 - поход Олега на Киев, основание Древнерусского государства.

С историей "призвания" варягов связаны три проблемы:

а) происхождение названия "Русь";

б) участия норманн в создании государства в славянских землях;

в) характера, особенностей этого государства.

 По вопросу о происхождении этнонима "Русь" в литературе существуют два подхода: один основан на признании автохтонных, славянских, второй - норманнских корней "Руси".

Наиболее аргументированной выглядит одна из версий второго ряда. "Русь" производится от rops, что в переводе со германских наречий значило "гребцы-воины". Однако попало оно в старославянский не напрямую, а пройдя через "финно-угорское сито" (районы расселения финно-угров отделяли славянские земли от Скандинавии). Финны называли страну, из которой приходят гребцы-войны Ruotsi, Rootsi. Славяне "транскрибировали" эти слова наподобие того, как транскрибировали этнонимы известных им финно-угорских племенных союзов: чудь, водь, сумь... Похоже, что и "русь" как раз из этого ряда.

С вопросом о роли норманн в создании Древнерусского государства связана так называемая норманнская теория, главную идею которой приписывают Готлибу Зигфриду Байеру – немецкому ученому XVIII в., члену Петербургской академии наук. Суть ее в том, что славяне, как народ "неисторический", сами не могли создать государство, за них это сделали германцы-скандинавы. Если отбросить "идеологию" и "политику", то в пользу норманской теории существует целый ряд аргументов:

- имена всех первых русских князей – норманнские (Рюрик, Хельги – Олег, Ингвар – Игорь);  

- норманнский состав дружины, хорошо прослеживающийся по тексту договоров Олега с Византией;

- наличие обнаруженных археологами норманнских кладбищ (не отдельных захоронений!) в Поднепровье;

- наличие в скандинавских сагах не раз встречающегося, видимо типичного, сюжета о службе молодого норманна в славянских землях.

В то же время, совершенно очевидно, что "создать" государство на неподготовленной почве невозможно. Социальное расслоение у славян зашло достаточно далеко для того, чтобы начался процесс перерастания власти князцов в княжескую власть. "Здание" древнерусского государства было славянским, норманнскими были "стройматериалы" и именно потому, что раннее государство – это княжеско-дружинная организация, а она у норманн была лучше славянской потому, что, в отличие от славян, они профессионально занимались военным разбоем, так сказать, на широкую ногу. И уж совершенно нелепо звучит тезис о культурной отсталости славян в сравнении с норманнами. Обратите внимание: не норманны "онемечили" славян, а славяне "ославянили" гребцов-воинов. Не немецким, а старославянским был язык народа (Игорь и Ольга дали своему сыну славянское имя: Святослав), язык наших летописей, не норманнскому Тору-Одину, а финно-угро-славянскому Перуну поклонялись гребцы-воины, а к XI веку, когда этно-культурные различия между разными восточно-славянскими племенами и "русскими" пришельцами стали малозаметными, когда образуется единая этническая общность – древнерусская народность, собственно "русский", норманнский элемент фактически растворяется в славянстве. Как кусочек сахара в стакане чая - остался только "привкус" – осталось только слово "Русь" ставшее этнонимом.

О характере древнерусской государственности эпохи первых князей хорошо написано у Антона Анатольевича Горского. Он показывает:

- что территорией древнерусского государства долгое время была сравнительно узкая полоса вдоль Днепра (почему вдоль Днепра? попробуйте объяснить самостоятельно);

- что отношения Киева с славянскими землями были отношениями договорными: дань-подарки в обмен на защиту от набегов (византийский император Константин Багрянородный называл славян "пактиотами" руси - как вы это понимаете, объясните);

- что власть князя в этих славянских землях была, прежде всего, судебной (подумайте, почему суд население готово было принять от киевского князя?);

- что распорядительная и административная, полицейская а отчасти и фискальная власть на местах принадлежала местным князцам и князьям и только при Святославе (945-972), а затем Владимире (970-988) киевский князь начинает садить на места своих сыновей, отодвигая, вырезая местную верхушку. Таким образом славяне из данников становятся подданными "руси", славянские земли включаются в границы Древнерусского государства. 

Возникновение Древнерусского государства хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX-X вв. на обширной территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образуется Великоморавское княжество, а на рубеже IX-X вв. – Чешское. В серед. IX в. идет объединение польских племен, завершившееся во второй половине Х в. появлением Древнепольского государства. В IX в. складывается государственность в Хорватии и на сербских землях. IX век – время появления объединенного англосаксонского королевства, получившего название Англия, а в Х в. Датского королевства.

3. Реформы первых киевских князей

Реформа княгини Ольги 947 года была связана с убийством древлянами ее мужа князя Игоря, нарушившего традицию приходить за данью только раз в год.

Ольга отменила полюдье - хождение князя с дружиной по славянским землям за подарками. Теперь дань была нормирована и должна была свозиться славянами к пунктам сбора - погостам, где сидели княжьи тиуны (администраторы) – самостоятельно.

Ольга также выделила в собственность княжеской фамилии заповедные угодья ("ловища" и "бортища"), заложив начало домена – личной недвижимой собственности государей.

Политика Святослава Игоревича и Владимира Святославича по усилению подчинения славянских земель киевской власти (направление туда на княжение своих сыновей), по всей видимости, привела его к мысли о необходимости провозглашения Перуна верховным божеством, доминирующим над остальными. Так на свет появился новый пантеон, в котором Перун возвышался над Хорсом, Даждьбогом, Стрибогом, Семарглом и Мокошью. 

Это возвышение Перуна над другими богами (супремотеизм) стало шагом к принятию христианства (монотеизма). Главной социально-политической причиной такого развития событий были потребности великокняжеской киевской власти, действовашей по принципу: один бог на небе - один князь на земле. Причины культурного свойства, по всей видимости, заключались в том огромном интересе "руси" к Константинополю, Византийской империи, куда "русь" долгое время ходила с войной и торговлей, их культурное "обаяние", "очаровывающее" войнов-варваров. Не случайно Владимир, крестившись, взял себе имя тогдашего византийского владыки Василия II, а на монетах, печатавшихся на Руси он изображался в императорском венце...

История крещения Руси 988 года имеет обширнейшую литературу. В учебниках часто говорят о прогрессивном значении крещения, в том числе "открывшего" для Руси путь в Европу... 

Мы с вами обратим внимание на два обстоятельства, нечасто упоминаемых в учебника. Первое состоит в том, что христианизация стала завершающим элементом процесса этногенеза древнерусского народа. Мы уже отмечали, что до XI века летописец всегда различает полян, древлян, вятичей, русь... После крещения эти этнонимы из летописи исчезают, их заменяет одно имя для всех "Русь", "русские люди".

Второй момент заключается в том, что, поскольку христианство было принято Русью на церковно-славянском, а Западом - на латыни, то это привело скорее к расхождению, нежели сближению исторических дорог Руси и Европы. Подумайте над этим самостоятельно. Вспомните, например, эпоху Возрождения и сравните...

Свои знания можно проверить, решив соответствующий тест на сайте historic.ucoz.ru

Просмотров: 1047 | Добавил: avtor | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0