Тема 6. Город, Рынок, Нация и Человек в культуре Нового времени.

Цель: характеристика основных знаков и символов культуры Нового времени, характеризующих доминирующие социальные и ментальные явления: Город, Рынок, Нация.

План.

  1. Рынок и тип homo ekonomicus, как культурный символ буржуазной эпохи.
  2. Западноевропейское и Североамериканское предпринимательство Нововременной эпохи как социокультурное явление.
  3. Культурные смыслы признаков нового буржуазного города в книге М. Вебера «История хозяйства».
  4. Национализм XIX – начала ХХ вв. как культурное явление.

Доклады:

Городская архитектура Западной Европы XVIII-XIX вв.

Технические инновации Нового времени.

Художественные направления в европейской живописи Нового времени и их социокультурная почва.

Религиозность европейцев Нового времени: тенденции и противоречия.

Британский сенсуализм начала Нового времени как культурное явление.

Литература:

Вебер Макс. История хозяйства. Город. М.: Канон-Пресс-Ц Кучково поле, 2001. Гл. 4. § 1. С. 254-257.

Вотчель Л. М. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического» / Л. М. Вотчель, В. В. Викулина. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического». Магнитогорск: МаГУ, 2011. С. 9-46.

Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. 3-е изд-е. М.: Высшее образование, 2005. С. 718-719.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 486-526.

Гусев Д. Популярная философия. М.: МПСИ, 2004. Гл. 6 [Электронный текст] // URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gusev/06.php (дата обращения 20 мая 2013).

Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Шаповалова. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 180-197.

Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 320-342.

Осборн Роджер. Цивилизация. Новая история Западного мира. М,: АСТ, 2008. [Электронный текст] // URL: http://www.litmir.net/br/?b=145873&p=2 (дата обращения 20 мая 2012).

Хобсбаум Эрих. Нации и национализм после 1870 года. [Электронный текст] // URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24788/ogl.shtml (дата обращения 20 мая 2013). Гл. 4. Трансформация национализма в 1870-1917 гг.

Ресурсы:

Сергей Кургинян о нации и национализме [Электронный ресурс] // URL: http://www.youtube.com/watch?v=6yKprExZ8Uk (дата обращения 20 мая 2013).

Методические рекомендации студенту:

Начните подготовку к занятию с выяснения понятия «буржуазность». Какие культурные явления – чуждые прежней Средневековой эпохе – получают развитие в Новое время? Каково социокультурное значение Рынка? Какие изменения Рынок порождает в ментальности Человека. Книга Л. М. Вотчель поможет разобраться с фигурой homo economicus и фигурой предпринимателя, переживших за Нововременную эпоху известную эволюцию, на которую так же надо обратить внимание. При подготовке четвертого вопроса обратитесь к книге Д. А. Гусева, помните, что наша задача дать характеристику нововременной философии как культурного явления. При подготовке четвертого вопроса прочтите 4-ю главу книги Хобсбаума. Обратите внимание на изменения в понимании того, что такое нация на рубеже XIX-XX вв., на роль языка и литературы в формировании нации, на характеристику национализма.

Раздаточный материал.

Конспект первой главы книги: Вотчель Л. М. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического» / Л. М. Вотчель, В. В. Викулина. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического». Магнитогорск: МаГУ, 2011. 159 с.

Глава I. Онтологическая концептуализация бытия «человека экономического».

Человек – создатель экономики или ее функция?

1.1. Онтологические основания бытия «человека экономического».

До возникновения капитализма экономическое бытие человека рассматривалось не как атрибут, а как внешнее условие бытия. Экономическая жизнь понималась как средство для подлинно человеческой жизни, ценность которой лежит за пределами земного бытия индивида;  космическая справедливость, мировой порядок, Бог и т.п.

В Новое время: экономическое бытие:

-необходимое условие человеческого бытия

-способ самореализации человека.

Глубокая секуляризация европейского общества к началу XVIII века сопровождалась зарождением и укреплением новой ценностно-нормативной системы, основными идеями которой стали нормы контрактной этики, т.е. культуры соблюдения договора, принцип неотчуждаемых прав, дарованных человеку от рождения, правовой принцип «каждому свое», то есть принцип распределительной и карательной справедливости.

А. Смит:

«Среди людей самые несходные дарования полезны одно другому; различные их продукты, благодаря склонности к торгу и обмену, собираются, как бы, в одну общую массу, из которой каждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, в которых он нуждается».

Г. В. Ф. Гегель:

Частная собственность для индивида необходима (разумна) не потому, что служит удовлетворению потребностей, а потому, что она позволяет человеку реализовать себя. Каждое лицо, которое вкладывает свою волю в вещь, получает право на вещь. Вещь становится «моей вещью», так как человек придает вещи цель, делает ее наличным бытием. При этом главным показателем собственности является не потребление, а то, что вещь может быть собственником отчуждена, поскольку она может быть продана. Через куплю-продажу осуществляется всеобщий интерес и удовлетворяется «всеобщая потребность». В итоге индивидуальный эгоизм становится основой всеобщей экономической жизни.

К. Маркс: дело в социуме.

Человек – ансамбль общественных отношений, носитель материально-практических отношений, в основе которых труд.

М. Вебер: дело в в религии.

Генезис капитализма был обеспечен рутинизацией идей протестантской секты, искавшей пути спасения в условиях разрушения правил средневековой жизни. Модель: следование трудовой аскезе, бережливости, скромности и нахождение в своих материальных успехах признака угодности Богу. Т.о. изначально приоритетная для протестантов цель духовного спасения вытесняется, а затем и подменяется своим средством – капиталистическим производством. Поэтому «производство для человека» сменяется «подчинением человека производству» с целью непрерывного приращения капитала.

А может в дело в психологии?

В. Зомбарт: человек экономический формируется в процессе отхода от заданных традицией образцов, с развитием индивидуализма и стремления к обогащению.

"В каждом законченном буржуа обитают, как нам известно, две души: душа предпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении обе образуют капиталистический дух".