СЕМИНАРЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Семинар 1: Культура в перекрестке современных философских теорий


План

1.Эволюционизм.
2.Феноменология культуры.
3.Герменевтика: проблема понимания культуры.
4.Структуралистский подход к культуре.
5.Культура в философии постмодерна.

Темы докладов:  

Культура в творчестве Э. Тайлора.
Культурологические взгляды К. Леви-Стросса.

Литература:

Горбатов А. В., Михайлов Ю. И. Основные школы и концепции культурологи. Учебное пособие. Кемерово, 2000.  С. 50-61.
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 63-97.
Кругликов В. А. Феноменология культуры [Электронный текст] // URL: http://reftrend.ru/1000584.html (дата обращения 20 мая 2013). ИЛИ: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kruglikov_fenomenologija/ (дата обращения 20 мая 2013).
Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 50-60.
Суворова А. Введение в современную философию. [Электронный текст] // URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Syvorova/_09.php (дата обращения 20 мая 2013). Глава: Философия Ханса Георга Гадамера и философская герменевтика.
Фролов Иван. Введение в философию [Электронный ресурс] // URL: http://eurasialand.ru/txt/frolov1/138.htm (дата обращения 20 мая 2013). Раздел «Возникновение философии и ее культурно-исторические типы», глава «Современная философия: синтез культурных традиций», параграфы «От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике», «Постмодернизм как духовное состояние и образ жизни».

Методические рекомендации для студента:

В приведенных текстах найдите материал к каждому вопросу. Прочтите его, попытайтесь кратко сформулировать то главное, что Вы поняли так, чтобы на семинаре уметь дать характеристику понимания культуры, подходов к ее исследованию, свойственных каждому из названных философских направлений. 
Обратите внимание на феноменологический подход к культуре. Феноменологи акцентируют внимание не на вещах-явлениях окружающего мира, а на том, как мы эти вещи и явления воспринимаем, как и какие появляются образы-эйдосы вещей-явлений. В традиционной истории культуры принято изучать творческую обстановку, в которой рождается тот или иной культурный артефакт (художественное произведение, например). Когда мы знакомимся с этим артефактом важно ли знать об этой творческой обстановке, с точки зрения феноменлогии?  
Отсюда "перебросьте мостик" к герменевтике, которая в XIX в. (Шлейермахер) стояла как раз на том, что понять артефакт невозможно, не зная мировоззрения, мирочувствования, каких-то личных особенностей автора. Посмотрите, как переиначил эту позицию Гадамер. 
Читая текст о структурализме, обратите внимание на то, как Леви-Стросс, исследуя первобытные культуры, нашел ответ на вопрос о том, почему основные элементы этих культур очень похожи друг на друга несмотря на то, что носители этих культур не могли контактировать друг с другом.
Наконец, для того, чтобы понять, что такое культура постмодерна лучше всего обратиться к комментариям к роману Германа Гессе "Игра в бисер", в котором культура показана как "культура цитат".  
Подумайте и запищите для себя, какое из названных направлений вам представляется более понятным, более подходящим для исследования культуры и почему.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ

«Культура на перекрестке современных философских теорий»

ВОПРОСЫ:

  1. Найдите значение слово трансцендентальный.
  2. Найдите значение слова феномен.
  3. Что такое трансцендентальная феноменология?
  4. Сущность реально существует или это образ?
  5. Чем отличаются сущность и образ, вещь и явление?
  6. Какой вопрос заинтересовал философов-гуссерлианцев применительно к культуре?
  7. Существуют ли, по их мнению, артефакты культуры сами по себе, или они живут в нашем сознании?
  8. В чем задача феноменолога, изучающего культуру?
  9. Что такое феноменологическая редукция? Приведите примеры.

       Кругликов В. А.  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Основания трансцендентальной феноменологии были разработаны немецким философом Эдмундом Гуссерлем, жившем на рубеже двух веков. Вообще, феноменология - это философская дисциплина, занимающаяся анализом и описанием явлений, а трансцендентальная феноменология это область философии, исследующая процесс движения нашего сознания в то время, когда человек находится в состоянии познания, то есть она описывает акты сознания.

Для понимания содержания феноменологии культуры необходимо уяснить некоторые понятия трансцендентальной феноменологии. Следует заметить, что большинство этих понятий было почерпнуто из общего движения метафизики, начиная с античности в линии от Платона - Декарта - Канта.

В познании мира наше сознание направлено на постижение сущности вещей. Но сущность - "чтотость" (лат. quiddidas) - это суть вещи, внутреннее содержание вещи. Сама сущность как бы вневременна и внепространственна, сущность - это то, что есть. Согласно Гуссерлю сущность равна эйдосу (от греч. eidos - образ, вид), то есть сущность вещи есть идея вещи. И для постижения сущности вещей мы должны отличать то, что она есть от того, что есть ее выражение. А выражение сущности и есть то, что нашему умственному взгляду является.

Явление есть фактически внешняя форма существования веши, оно есть обнаружение существования вещи. Явление отличают от сущности следующим образом: я познаю нечто и нечто является мне. Явление есть все чувственно воспринимаемое нами. Для понимания смысла явления в философии и феноменологии было произведено следующее различение. Все то, что нам является (то есть предстоит перед нами, видится нам) есть феномен. Феномен с древнегреческого и есть - являющееся. Но в феноменологии у понятия феномен есть два содержания. Во-первых, феномен - это явление, постигаемое в чувственном опыте (скажем, горение есть то явление огня, которое мы постигаем в опыте прикосновения). Во-вторых, феномен - это объект чувственного созерцания, которое мы должны отличать от его сущностной основы - ноумена (скажем в созерцании процесса горения мы все равно чувственно не можем познать сущность огня).

Обратившись с вопросами "что есть сущностного в мышлении, в самом сознании?" и "как сущность сознания обнаруживает себя, как осознание нам является?", Гуссерль увидел, что наше мышление всегда на что-то направлено, и, проще говоря, если мы находимся в состоянии думания, то мы всегда думаем о чем-то. То есть, мышление не направленным не бывает. А это значит, что все предметы, нас окружающие и находящиеся в горизонте нашего умственного взгляда уже находятся в нашем сознании в какой-либо форме, в каких-то определенных очертаниях. Это сущностное свойство сознания - быть направленным - получило обозначение интенциональности (от лат. intentio - намерение, тенденция, стремление).

Понятие факта культуры

В размышлениях об этих проблемах трансцендентальной  феноменологии и последователи Гуссерля и философы, исследующие феноменологические проблемы параллельно с ним, (из русских такие как В.Розанов, Г.Шпет, П.Флоренский, М.Бахтин, А.Лосев, М.Мамардашвили) размышляли и о вопросах усмотрения сущности тех смыслов и ценностей, которые составляют фактическую явленность культуры. То есть они не могли пройти мимо того, как, возможно усмотреть и уяснить в феноменах, скажем, художественной практики, в феноменах искусства движение сознания. Их интересовали конкретные научные, философские, художественные ценности (артефакты) не столько с точки зрения их содержания, а с позиции того, какого характера совершаются акты мысли в рождении и жизни этих ценностей в обществе.

Что вообще значит акт рождения мысли как акт порождения смысла, акт культурный? Рождаемость в этом отношении есть тоже самое, что выговариваемость себя миру. Когда человек производит этот акт, он как бы выговаривает себя и всей реальности собственную сущность. В результате этих актов, когда мы обнаруживаем эйдос вещи, то сама вещь в этом зримом облике помещается (располагается) в нашем сознании и тогда мы можем сказать, что сущность вещи проявляется в том, что эти вещи (и артефакты) бытуют в нашем сознании, что сознание тоже есть бытие. Закон тождества бытия и мышления, сформулированный еще в начале XIX века Г.Гегелем, как раз и показывает, что мир ценностного отношения, ценностей сознания и смысла тоже находится в модусе существования.

Феноменология культуры - это практическая феноменология.

Понятия трансцендентальной феноменологии прежде всего связаны со спецификой объекта анализа - "чистых"  форм сознания. Однако ценности сознания существуют в форме реальных артефактов. В данном случае существуют - значит рождаются и живут. Поэтому задача феноменологии культуры заключается в необходимости усмотрения смысловых напряжений в конкретных ценностях культуры, которые зафиксированы как артефакты. В рамках исследования трансценденции отец Павел Флоренский, еще только приступая к анализу истины как напряженного акта сознания, задумывался над тем, каким образом возможно проанализировать до-опытную и сверхчувственную основу такого усилия, являющегося и существующего в качестве факта культуры. И в последней своей работе "У водоразделов мысли" сформулировал эту феноменологическую задачу так: необходима разработка принципов и методов конкретной метафизики, что предполагало возможность  словесно представить, выразить, (или как говорят философы "схватить") в конкретном артефакте мерцание мгновений вечности.

Это означает, что в конкретной метафизике мы должны видеть, как в любой ценности сущность вещ