Тема 14. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРОЕКТЫ М. М. СПЕРАНСКОГО 

А. Н. Цаматули о реформаторских планах М. М. Сперанского 

С. 217
Во «Введении к Уложению государственных законов» [Сперанского] последовательно определялись функции каждой ветви власти. Законодательная власть стояла на первом месте. В соответствии с теорией «истинной монархии» она имела бы первостепенное значение, поскольку подготовленные ею законы должны были не только исполняться всеми подданными империи, но и служить гарантией того, что императорская власть не станет на путь деспотического правления. Во «Ведении» так было изложено назначение законодательной власти: «Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтоб мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное». …
Решая эту сложную задачу, Сперанский одновременно затронул проблему взаимоотношений власти и народа – проблему, мимо которой уже нельзя было пройти. <…> / С. 218 / В России начала XIX в. это имело особый смысл и могло служить предвестником значительных перемен в государственном устройстве и социальных отношениях. <…>
Реально законодательная власть, по мысли Сперанского, должна была воплотиться в виде Государственной думы. Без предварительного ее одобрения не мог быть издан ни один закон. Таким образом, мнение Думы, призванной представлять мнение народа, выступало наравне с волей монарха. В этом смысле намечалась тенденция к какому-то ограничению самодержавной власти. Государственная дума наделялась также весьма широкими правами контроля за деятельность высших органов исполнительной власти. Предусматривалась ответственность министров перед Думой. Это также было существенным нововведением в системе высшего государственного управления, так как министры практически были ответственны перед императором, а их подконтрольность Сенату была скорее символической. <…>
Монарх, сохраняя статус самодержца, мог помимо Государственной думы объявлять войну, заключать мир, принимать решения в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах, связанных с необходимостью «спасения Отечества». Монарх имел также право издавать частные указы, уточняющие и разъясняющие действующее законодательство.
В планах Сперанского законодательный орган предстает в виду Государственной думы – учреждения, имеющего общие черты с европейскими парламентами. Сперанский решительно порывает с тенденцией, присущей реформаторским проектам 1801-1802 гг., характерной чертой которых была идея о возвращении былых прав Сенату и противопоставление именно Сената неограниченной власти монарха.
Государственная дума должна была стать выборным учреждением, предусматривались четырехстепенные выборы и имущественный [недвижимость] избирательный ценз. <…> Выборные учреждения предусматривались также в волостях, округах и губерниях. Волостные, окружные и губернские думы наделялись правом выносить постановления, придававшие общее направление решениям дел / С. 219 / местного значения. <…>
Проект определял полномочия Сената как высшей судебной инстанции. От всех других функций Сенат освобождался. Его положение становилось более определенным.
Исполнительная власть была представлена в проекте министерствами, губернскими и окружными учреждениями. Особое место было отведено Государственному Совету. Он должен был, по мысли Сперанского, объединить действия  императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную. Члены Государственного совета назначались императором. По замыслу Сперанского, Государственному совету предстояло играть роль верхней палаты парламента, напоминающую палату лордов в Англии. В Государственном совете предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственный дел.
<…>
Конечно, эта система, которую предлагал Сперанский, еще не могла обеспечить существование такой парламентской монархии, какая была в Англии. Это касалось прежде всего положения монарха. Проект Сперанского сохранял всю полноту исполнительной власти за императором, который наделялся исключительным правом утверждать новые законы. Правда, предлагаемый императором закон должен был поступать для обсуждения в Государственный совет. Император также не имел судебной власти, сохраняя за собой лишь право контроля за исполнением судами существующих законов и за соблюдением одинаковых форм суда.
Важное значение имела также предусмотренная проектом ответственность исполнительной власти перед законодательной, что также вносило ограничения в права императора. Именно несовершенство министерской реформы 1802 г. предопределило, по мнению Сперанского, «недостаток ответственности», четкой организации и регламентации в деятельности министерств. 
Сперанский сталкивался с очень сложным противоречием в определении функций императора и его взаимоотношений с органами высшее власти из-за того, что, избрав своим идеалом парламентский строй, одновременно в духе теории «истинной монархии» считал своим долгом сохранить за монархом в России прерогативы самодержца. Вместе с тем, широкие полномочия / С. 220 / самодержца, казалось бы, создавали дополнительные возможности императору, ставшему на путь реформ. Это рождало надежду на то, что именно император возглавит и будет осуществлять планы преобразования государственного и общественного устройства России. 

Вопросы
1.    В чем суть теории «истинной монархии»?
2.    Каковы признаки «парламентаризма» в соображениях М. М. Сперанского  Думе?
3.    Почему Думу Сперанского нельзя считать парламентским учреждением?
4.    Какие функции Государственного совета у М. М. Сперанского делали его похожим на британскую «палату лордов»?
5.    Что отличало Государственный совет у М. М. Сперанского от британской «палаты лордов»?
6.    Почему являясь сторонником парламентаризма, М. М. Сперанский сохранял за монархом известные прерогативы?
7.    Нарисуйте схему высших органов власти и управления по проекту М. М. Сперанского.


Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 217-219.

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 567
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0