Тема 15. Основания министерской системы. Начало XIX века

Из вступительной статьи к сборнику "Министерская система в Российской империи. К 200-летию министерств в России".

Характерно, что при обсуждении проектов учреждения министерств в качестве образца рассматривалось устройство министерств в наполеоновской Франции. Там существовали министерства Иностранных дел, Вероисповеданий, Юстиции, Внутренних дел, Финансов, Государственного казначейства, Военное <…>, Морское и Общей полиции. Министерства народного просвещения среди них не было, но его роль играл так называемый Университет, являвшийся по сути дела центральным органом управления образованием и всеми государственными учебными заведениями. Разделение управления финансами между собственно Министерством финансов и Государственным казначейством, напоминающее деление петровских коллегий на ведающие приходом и расходом государственных средств, было также характерно для французской системы министерского управления. Аналогичное разделение присутствовало в дальнейшем некоторое время и в Российской империи. Французская система предусматривала также наличие Статс-секретариата, причем должность статс-секретаря Наполеон определял как «министра министров», от которого исходили все правительственные акты, которые он подписывал и тем самым узаконивал. В России в дальнейшем аналог этой должности представляла должность государственного секретаря, возглавившего Государственную канцелярию при Государственном совете. 

Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 7.

Вопрос. Вспомните аналогичные примеры.

 

Из Всеподданнейшей записки министра внутренних дел гр. В. П. Кочубея от 28 марта 1806 г. о министерском управлении и учреждениях местных 

С. 19 Судя по первоначальным установлениям, управление сие должно было состоять в том, чтобы все дела из разных коллегий стекались в Сенат, и, быв уважены его рассуждением, вносимы были через генерал-прокурора к государю.
Но судя по практическому дел течению сей образ производства, многократно изменяясь, наконец, совершенно отошел от своего первоначального правила в практическом производстве дел, каждая часть имела способы более или менее удобные, по мере случайной доверенности ее начальников, вносить дела свои непосредственно на высочайшее утверждение. Так дела военных коллегий шли через своих вице-президентов, коммерческие – через министра коммерции, казначейские – через государственного казначея, удельные – через министра уделов, почтовые – через главного директора прямо к государю не останавливаясь в Сенате, который в отношении к сим делам был сборным только местом высочайших решений и распорядителем некоторых только дел текущих и маловажных. Прочие части, кои или не имели своего главного директора, или коих директор не имел доступа к государю, входили по большей части прямо к генерал-прокурору и от него подносимы были непосредственно на высочайшее усмотрение. Наконец, дела, коих от всех сих частей случайно и более по усмотрению их начальников, нежели по какому-либо постоянному правилу в Сенат входили, были столько зависимы от влияния генерал-прокурора, что рассмотрение их в Сенате было, так как и большая часть дел в Сенате производимых, только простой обряд, решение же всегда зависело от согласия начальника с генерал-прокурором, а часто и от единого мнения сего последнего. Таким образом, дела в существе своем и до установления министерств шли по большей части через генерал-прокурора, который посредством сего собственно собою или под прикрытием Сената имел на все части влияние. 
<…>
С. 20
Начало сие [министерской реформы] состояло в том, чтоб разделить государственные дела по порядку, сколь можно более им свойственному, в каждой части поставить одного главного исполнителя, который бы управлял вверенным ему департаментом, ответствовал за все дела от него исходящие перед Сенатом и государем, соединить сии части общим их соображением в комитет и таким образом ввести в управление три главные и необходимые свойства: 1) единство и скорость действия, 2) ответственность и 3) общее всех частей соображение. 
<…>
С. 21
Прежде всего, обратить нужно внимание к выбору людей, места министерские занимать долженствующих. Трудно без сомнения найти восемь человек, совершенно единомысленных, но должно искать, чтоб люди соединенные одной целью в их должности, соединены были в общих их правилах, и чтоб все виды их с точностью соответствовали / С. 22 / видам Вашего Величества. Нельзя желать, чтоб при рассуждениях их не было разногласий, но должно желать, чтоб споры производясь без личных каких-либо побуждений, имели целью единственную пользу предметов или дел, по коим они происходить могут, должно желать, чтоб меры, принятые в Комитете, хотя бы то было и против частного мнения кого-либо из министров, удерживаемы были вне их сословия, так точно, как бы предложены они были всеми ими совокупно. Должно желать, чтоб министры не дозволяли себе обнаруживать в Сенате или вообще перед публикою мнений, противным мерам уже принятым, чтоб никто из них не присвоил себе право быть защитником древних установлений, против так называемых новизн, вводимых другими, словом, чтоб при различии мнений в рассуждениях, один голос Министерства был в исполнении…
<…>
С. 22
Но правило сие [государь может сам всем распоряжаться и даже писать указы] не может быть совместно и для малых государств, а для больших оно совершенно пагубно. Как действительно государю обнять все отрасли правления, когда начальник одной какой-либо части, если он вздумал все делать сам, никак бы не мог делать с надлежащим успехом. Какое достоинство при том может быть не только для государя, но даже и для начальника какой-либо части, писать или заниматься еще и тем, чтоб писать хорошо. Для сего есть люди, которые, упражняясь непрестанно в сочинении бумаг, имеют и более времени и более к тому привычки. Дело государя думать и повелевать в больших чертах. Дело министра думать, как лучше исполнить поведения, им получаемые, как лучше управлять частью, ему вверенною, а механическая, так сказать, работа и мелочные дела должны подлежать подчиненным…
<…>
С. 23
Таким образом, утверждаясь в них [выводах автора] с тем большею надежностью, должно согласиться в необходимости того правила, что поелику государю не можно всем управлять в подробности самому, то выбор людей, кои бы в исполнении его воли имели всю его доверенность, должен быть одним из самых главных способов управления. И как воля государя есть едина, то и в исполнителях ее должно быть по необходимости единство видов и действия.
<…>
В сих отношениях можно обратить внимание на то:
1)    Чтоб определить отношения Министерства к Сенату, Комитету и Совету, дабы три сии установления действовали в разных формах, но на одном и том же плане, и чтоб поступление дел в сии места было не произвольное, но основанное на существе их.
2)    Определить отношения Министерства к управлению губернскому, чтоб каждый министр знал, чего должно требовать от губернских исполнителей и какие части подчинены в них точному его ведомству.
3)    Определить отношения министерств между собою, чтоб каждый знал точные пределы своей власти.
4)    Рассмотреть, достаточна ли настоящая степень присвоенной им власти к успешному течению дел, и если не достаточна, то привести ее в надлежащую соразмерность.
Наконец, 5) Определить ответственность министров точными правилами.
<…>
Министерство на сих главных правилах установленное скоро отразит действие свое на все части управления в губерниях. Стройность высшего начальства приведет сама собою в порядок все власти ему подчиненные. Большая часть неудобств, в губернском управлении ныне существующих и выше сего подробно изображенных, сами собой исчезнут.
Но чтоб еще более содействовать установлению сего порядка в губерниях, можно было бы принять следующие правила:
1)    Стараться дать лучше образование присутственным местам и особливо правительственным, обратить внимание, дабы устройство сие в губерниях, соглашено было сколь можно с устройством частей министерских и чтоб посредством сего низшее управление имело более единства и состояло в совершенной соответственности с высшим.
2)    При образовании таким образом управлений губерний возвысить сколь можно звание губернаторов, избирая в оное людей лучших, удерживая в нем их всеми знаками / С. 24 / уважения и доверенности, не пропуская на них ни одной жалобы неосновательной без наказания, не подвергая их прицепкам прокуроров, не требуя от них в мелочных вещах ответа и содержа их в надзоре не в мелких канцелярских обрядах и очистке бумаг, но в общем движении их управления.
3)    По пространству государства, кажется, было бы полезно определить в губернии, а особливо отдаленные, генерал-губернаторов, вверяя им две, три или четыре губернии каждому. Если не будут они вмешиваться во все подробности, то, без сомнения, в состоянии будут обнять вверенную им часть общим наблюдением.
Кроме того, что множество дел, посредством власти сей, получат, не выходя из губернии, окончание, и что тем избавиться высшее правительство от большого числа совершенно не нужных хлопот, и что частные люди ограждены будут от проволочек, пребывание генерал-губернатора в провинции существенную пользу приносить может.
Образ жизни его, с которым полагается свойственное лицам сим по пребывании в столицах образование, будут иметь влияние на нравы и образ жизни обывателей. Их дом, служа некоторым соединением для всех дворян, будет служить примером и руководством к очищению вкуса и присвоению форм, просвещенным народам свойственным. <…>


Вопросы и задания
1)    Нарисуйте схему движения дел в госаппарате в канун министерской реформы.
2)    Каково главное отличие министерств от коллегий?
3)    О каком комитете идет речь под с. 20 ?
4)    Каковы границы «разномыслия» для людей государственных, для министров?
5)    Почему В. П. Кочубей включил в текст записки сюжеты под с. 22, 23?
6)    Какие надежды питает автор в отношении местного управления в связи с учреждением и совершенствованием системы министерств?
7)    Каковы правила, принципы организации губернаторской власти?

Министерская система в Российской империи. К 200-летию министерств в России. М.: РОССПЭН, 2007. С. 19-24/

 

Из Общего учреждения министерств. 25 июня 1811 г. 
 
V. Порядок производства дел. Положения общие.
<…>
61. Порядок производства дел во всех министерствах, департаментах и отделениях учреждается на общих правилах единообразно: изъятия же из сих правил в некоторых министерствах, по различному свойству их дел, определяются особенными их учреждениями.
62. Первоначальная обязанность каждого министерства есть собрать и составить самые верные сведения о настоящем положении его части о законах, уставах и учреждениях, к ней относящихся, так, чтобы все предметы, в состав ее входящие, содержимы были в точной известности.
63. Собрав сии сведения и, тем самым, основав статистику каждой части, должно постепенно усовершенствовать ее посредством срочных ведомостей, табелей и верных описаний. Сюда принадлежит собрание планов и карт в тех департаментах, в коих по свойству дел их сведения эти необходимы.
64. Но в собрании сих сведений должно различать предметы существенные от мелких подробностей, из коих нельзя произвести никакого общего о состоянии части заключения. Так, например, собрание великого числа ведомостей и табелей, коих ни поверить, ни свести в одно общее заключение невозможно, была бы работа тщетная и навлекла бы лицам подчиненным заботливый  труд, а департаменту запутанность и смешение.
65. Составив, таким образом, точное сведение о положении своих частей, министерство обязано стараться о дополнении его уставов и учреждений.
<…>
66. Уставы и учреждения по временам должны быть дополняемы разными постановлениями, кои по течению дел представятся необходимыми.
67. Чем точнее и полнее в каждом департаменте собраны будут сведения о положении его части, чем яснее и совершеннее будут его уставы и учреждения: тем производство дел будет правильнее, и число их менее.
68. Постепенное уменьшение числа дел есть самый главный признак благоустроенного министерства, а умножение их есть знак расстройства и смешения.
69. Образ производства дел заключает в себе: 1) порядок вступления дел; 2) движение их, или собственно так называемое производство; 3) отправление дел; 4) ревизию; и 5) отчеты.
 
Отдел I. Вступление дел.
70. Дела вступают или непосредственно к министру через канцелярию или в департаменты, министерство составляющие.
 
I. Вступление дел по канцелярии министра.
71. К министру вступают:
1. Высочайшие указы, поведения, постановления и учреждения. 2. Взаимные сношения министров, генерал-губернаторов и других лиц, равные звания носящих. 3. Представления от лиц подчиненных по делам особенной важности, требующим скорого разрешения, или нового постановления, так как и повторительные постановления, чинимые в тех случаях, когда места подчиненные на первые их представления в департамент не получат в свое время разрешения. 4. Отзывы, на предписания министра последовавшие. 5. Жалобы на департаменты, ему подчиненные. 6. Дела секретные.
72. Дела секретные надписываются «в собственные руки».
73. По делам, времени не терпящим, полагается особенная надпись: «Нужное».
74. Все дела сии вступают в канцелярию министра, где для приема их содержится непрерывное дежурство.
75. Дела секретные и нужные немедленно представляются министру.
76. Прочие раскрываются в присутствии его ежедневно в назначенные часы.
77. Бумаги секретные оставляются в канцелярии министра, где и чинится по оным исполнение.
78. Из всех прочих бумаг министр, по усмотрению своему, может оставить в канцелярии те только, коих исполнение не терпит времени, или кои по важности своей требуют особенного его распоряжения.
79. Канцелярия министра ведет общий журнал всех вступающих в оную дел, и сверх того каждое отделение канцелярии имеет свой журнал всех поступающих в оную дел, и сверх того каждое отделение канцелярии имеет свои журналы входящих дел. В сии последние вносятся одни только те бумаги, кои для производства оставляются в канцелярии по его усмотрению, и кои не принадлежат ни к одному из департаментов.
<…>
81. Бумаги, по внесении их в журнал, распределяются по департаментам и отделениям канцелярии, по их принадлежности.
82. Для связи дел вообще наблюдается, чтоб бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департаментах. Канцелярия министра должна более заниматься правильным размещением дел и исполнением особенных приказаний министра, нежели производством дел обыкновенных, кои без нужных в своем месте справок, редко без запутанности могут быть окончены.
 
II. Вступление дел по департаментам.
83. В департаменты вступают следующие дела:
1. Предписания министра. 2. Сношения других департаментов и отделений, как внутренних того же министерства, так и внешних. 3. Представления мест и лиц, подчиненных министерству, по делам, требующим пояснения или разрешения, и по делам текущим и обыкновенным. 4. Отзывы их на предписание министра, за подписью директора последовавшие. 5. Доставление от них требуемых сведений и срочных ведомостей по установленному порядку. 6. Бумаги на имя министра, присылаемые в департамент из канцелярии министра.
84. Все бумаги, вступающие в департамент, вносятся в общий журнал.
<…>
88. Каждое отделение департамента имеет свой частный журнал входящих дел.
89. Журналы по отделениям содержатся под надзором начальников отделений положенными при оных канцелярскими чинами.
 
Отд. II. Движение дел.
90. Дела, вступившие в министерство, получают дальнейшее свое движение или производство по свойству их и принадлежности:
1) в канцелярии министра; 2) в департаменте; 3) в совете министра; 4) в общем присутствии отделений; 5) в особенных установлениях.
 
I. Движение дел в канцелярии министра.
91. Директор канцелярии, разобрав бумаги по департаментам и отметив в них день поступления, докладывает о содержании их министру и потом распределяет их по тем частям, к коим принадлежит их производство.
92. При распределении бумаг по департаментам на тех из них, по коим министр признает нужным иметь в скорости объяснение или поспешит их отправлением, директор отмечает «нужное».
93. Надпись сия обязывает директора департамента не позже, как на другой день, представить министру нужные сведения и получить его разрешение. Бумагам сего рода содержится в канцелярии особенный краткий реестр.
94. Никаких других резолюций на бумагах при первом их обозрении не полагается.
95. Дела, в канцелярии министра для дальнейшего их производства оставшиеся, по записке в журнал, разделяются директором канцелярии по отделениям, а где нет оных, по столам для исполнения резолюции, данной министром и означенной на самой бумаге директором канцелярии.
96. Если по делам, производящимся в канцелярии министра, требуются справки, выписки и объяснения, то представляются оные в записках за подписанием начальника отделения и скрепою секретаря или столоначальника, по части коего дело производится.
97. Директор канцелярии министра и начальники отделений могут требовать из подчиненных министерству мест всех нужных им справок и сведений.
 
II. Движение дел в департаментах.
98. Предписания министра и бумаги с надписью: «нужное» и «в собственные руки», представляются немедленно директору, и в то же время получают свое исполнение. Прочие бумаги, по получении их, пополняются всеми нужными сведениями и в назначенный час докладываются директору начальниками отделений.
99. В прекращение излишней переписки бумаги докладываются в подлиннике без особых выписей.
100. Если дело по существу его требует пояснения и соображения с прежним производством, то в отделении, к коему оно принадлежит, составляется по оному записка, за подписанием начальника отделения и скрепою столоначальника и представляется директору.
101. Вообще все справки, сведения, записки, переводы и тому подобное, не иначе могут быть представляемы, как за подписанием тех, коими они были составляемы.
102. Дела в отношении к их приготовлению и исполнению разделяются на текущие, чрезвычайные и не терпящие времени.
103.Под именем дел текущих разумеются: 1. Все дела, входящие в департамент по срокам и по правилам единообразным, как-то: срочные ведомости, донесения о получении предписаний и тому подобные. 2. Представления об определениях, увольнениях, паспортах, наградах и поощрениях, на кои существуют единообразные правила. 4. Все сведения, служащие к объяснению дела и к приуготовлению его нужными справками. 5. Дела, следующие к обнародованию для повсеместного сведения и извещения.
104. Все дела текущие разрешаются в департаменте. Исполнение по оным изготовляется в своем отделении: они подписываются директором, скрепляются начальником отделения, и отправляются немедленно. Бумаги, в коих сообщаются только нужные сведения, подписываются одним начальником отделения.
105. Из дел текущих, по изготовлении их, представляются министру следующие:
1. Дела, предполагающие переписку с местами и лицами, министру равными. 2. Те дела, кои особенно предназначит он к своему усмотрению, или разрешению, как-то: определение, увольнение, награды, назначение сумм, сведения о их движении и тому подобное.
106. Под именем дел чрезвычайных разумеются:
1. Все те дела, кои не могут быть разрешены существующими положениями, и требуют новых правил и дополнений. 2. Дела и происшествия, требующие по важности их принятия особенных мер, взыскания ответов, подтверждений, или преданий суду за упущения или злоупотребления.
107. К делам не терпящим времени относятся следующие:
1. Исправление каких-либо хозяйственных заведений, коих расстройство могло бы навлечь важные убытки или остановить их действие. 2. Наполнение праздных мест в отвращение запущения дел или беспорядка в управлении. 3. Разрешение дел, имеющих срочное время, законом, обстоятельствами, или существом их определяемое. 4. Остановление каких-либо мер, операций или заведений, коих дальнейшее действие могло бы причинить неизбежный убыток и вред. 5. Разрешение дел, заключающих в себе участь подсудимых. 6. Разрешение дел относительно собственности частных людей, в коих умедление может произвести важные потери.
108. По всем делам вышеозначенным начальник отделения докладывает директору  без малейшего умедления, наблюдая, чтобы представления были сделаны и разрешения были посланы куда следует благовременно, смотря по расстоянию мест, времени и обстоятельствам.
109. Все дела чрезвычайные и вообще дела, коих существо требует разрешения министра, по приведении их в департаменте в надлежащую ясность представляются министру записками с мнением директора и за его подписанием и скрепою начальника отделения.
<…>
 
III. Движение дел в совете министра.
115. В совет министра поступают:                                                                                                                             
1. Все дела и предположения, требующие нового учреждения, или важных перемен в различных частях управления. 2. Случаи, требующие дополнения законов и учреждений, пояснения оных, или отмены исправления. 3. Предположения о новых заведениях. 4. Новые изобретения, куда представлены будут к рассмотрению директором департамента или уважены министром. 5. Привилегии на изобретения. 6. Приобретения в казну или отдача из казны казенного имущества. 7. Требование сумм вообще на действие всех частей, подчиненных министерству, и в особенности употребление их на новые заведения. 8. Рассмотрение годовой сметы расходов и годовых отчетов. 9. Составление условий на подряды, поставки и другие предприятия. 10. Производство подрядов по разным частям, состоящим в ведении министерства. 11. Рассмотрение случаев несостоятельности и затруднений в подрядах, поставках и предприятиях. 12. Рассмотрение убытков и вреда, случившегося по казенному имуществу в ведении какого-либо лица или места. 13. Дела по притязании частных людей на казну, и по иску казны на частных людях. 14. Рассмотрение донесений чиновников, посылаемых для обозрения и освидетельствования разных частей, управляемых департаментом. 15. Рассмотрение основательных доносов по делам важным. 16. Рассмотрение дел по упущениям разных чиновников и решение о предании суду. 17. Производство в чины и определение наград вообще по департаментам. 18. Разные неудовольствия и жалобы служащих и частных людей на департаменты, если министр найдет их заслуживающими внимания.
<…>
118. Никакое дело не может вступить на рассмотрение совета, не быв предварительно рассмотрено в том департаменте, к которому оно по существу своему принадлежит.
<…>
130. От министра зависит принять мнение совета; но во всех случаях, когда дело представляется от него на высшее усмотрение, мнение совета излагается кратко в докладе или записке, а потом уже постановляется заключение министра.
<…>
132. Совет сам собою никакой исполнительной власти не имеет. По утверждении министром, исполнение предоставляется тому департаменту, для коего принадлежит само дело. Изъятия из сего правила в тех министерствах, где на совет могут быть возложены некоторые части исполнения, определяются особенными их учреждениями.
<…>
IV. Движение дел в общем присутствии департамента.
135. Предмет и образ производства дел в общем присутствии департамента учреждается подробным приложением правил, постановленных для совета министра.
 
V. Движение дел в особенных установлениях.
<…>
Отд. III. Исполнение и отправление дел.
148. Все бумаги, исходящие из министерства, делятся на два главных рода: одни из них содержат переписку министра, другие переписку департамента.
149. Переписки сии различаются не по роду дел, но по различной степени власти, присвоенной министру и департаменту и подробно означенной во второй части сего Учреждения.
150. К переписке министра особенно принадлежат: 1. Объявления Высочайших указов, на имя министра состоявшихся или на представления его последовавших. 2. Представления в Государственный совет, в Правительствующий Сенат, или на непосредственное Высочайшее усмотрение. 3. Сношения с министрами, с генерал-губернаторами и другими лицами, ему равными. 4. Предписания департаментам, министерство составляющим. 5. Дела, тайне подлежащие.
151. Все прочие бумаги, переписку министерства составляющие, принадлежат к его департаментам, исключая те случаи, где министр признает нужным сделать от своего имени подтверждение или понуждение.
152. Все исходящие бумаги, переписку министра составляющие, изготавливаются в департаментах по их принадлежности, скрепляются предварительно директором департамента, и представляются министру к подписанию.
153. Если министр признает изготовленное исполнение недостаточным, он поручает исправить и дополнить его под непосредственным своим руководством. В сем случае директор департамента не обязан уже скреплять исполнения, но для связи и порядка дел бумаги сии, по подписании их, вместе с прочими отсылаются в департамент, записываются в журнал исходящих, и отправляются по их принадлежности.
154. Бумаги секретные и по особенным поручениям министра, к предметам департамента не принадлежащие, изготовляются в канцелярии министра, представляются директором оной или начальником отделения и отправляются по принадлежности.
155. Бумаги, составляющие переписку департамента, исходят из оного по определенной форме, за подписанием директора и за скрепою начальника отделения. Они изготовляются в своих отделениях, и представляются директору на том же основании, как бумаги, изготовленные в департаменте, представляются министру.
156. Бумаги, коих предмет есть требование или сообщение каких-либо сведений, запросы, справки и тому подобное, подписываются начальником отделения, и отправляются за скрепою столоначальника.
157. Никакая бумага не исходит ни из департамента, ни из канцелярии прежде, нежели она будет внесена в журнал исходящих.
158. Два журнала исходящих полагается, как в департаментах, так и в канцелярии, общий и частный.
<…>
162. Отпуски всех бумаг прилагаются к делам и отдаются в свое время при надлежащих описях в архив.
163. Архив имеет два рода описей, одну общую – по алфавиту, другую – частную, разделенную на столько частей, сколько есть отделений.
164. Никакое дело и никакая выписка не исходит из архива вне департамента, без точного приказания директора; в департамент же дела и выписки обращаются по запросам начальников отделений.
<…>
 
Отд. IV. Ревизия дел.
168. От министра зависит, для удостоверения в исправном течении дел в департаменте или в отделениях, требовать самое производство оных на свое усмотрение, или же нарядить одного или двух чиновников для обозрения их дел, проверки ведомостей и вообще благоустройства департамента.
169. Каждый месяц директор производит ревизию решенных и нерешенных дел по журналам входящих и исходящих и представляет о них ведомости министру. Из сих ведомостей в конце года составляется в канцелярии общая ведомость по всем департаментам, где означаются и дела, особенно произведенные в канцелярии.
170. Директор, по усмотрению своему, назначает, если находит нужным, в разные времена чиновников для осмотра успехов в производстве дел и содержания оных в порядке по всем частям департамента.
171. Ведомости о делах, ежемесячно представляемых министру, показывают перечнями одно число дел.
172. Составление ведомостей сих производится по формам, какие даны будут от министра.
173. Ведомости по ревизии дел должны быть представлены министру не позже 5 числа каждого месяца.
174. Директор рассматривает подаваемый от начальников отделений список дел, совершенно оконченных производством, и назначает из оных следующие к отдаче в архив.
175. Начальники отделений обязаны производить ревизию дел по столам, прежде представления оных на ревизию директору.
<…>
 
Отд. V. Отчеты.
177. Три рода полагаются во всех министерствах: отчет в суммах, отчет в дела и отчет о видах и предположениях к усовершенствованию каждой части.
 
I. Отчет в суммах.
<…>
 
II. Отчет о делах.
<…>
194. Каждое отделение в департаменте назначает подчиненным ему местам и лицам срок присылки описаний, сведений, ведомостей, счетов и объяснений по всем статьям, входящим в отчет.
195. Каждое отделение, по полученным сведениям, составляет отчет по управляемой им части и представляет оный директору в назначенный срок, за подписанием начальника отделения.
196. Директор, получив отчеты от всех отделений департамента, составляет общий отчет под непосредственным своим надзором.
197. Из отчетов, представленных от департаментов, составляется общий отчет под особенным руководством самого министра.
198. Отчеты о делах вносятся в Государственный совет, рассматриваются в его департаментах и с примечаниями их поступают на уважение Общего собрания, а потом передаются тиснению во всеобщее известие.
 
III. Отчет в видах и предположениях к усовершенствованию каждой части.
199. Сверх сих общих отчетов каждый министр представляет особенный отчет непосредственно на Высочайшее усмотрение о видах и предположениях его к усовершенствованию вверенной ему части.
200. Успешное управление каждой части предполагает твердый и постоянный план ее усовершенствования.
201. План может содержать в себе главные виды и предположения, к которым министр имеет склонять и приводить все свои соображения постепенно и по мере возможности.
202. Для составления сего плана министр требует от директоров, чтобы представили ему свои виды к усовершенствованию разных частей, ими управляемых.
203. План сей, по уважении и рассмотрении его, оставляется в Кабинете его императорского величества.
204. Каждый год, в назначенное время, министр представляет непосредственно отчет Государю Императору в исполнении сего плана и предлагает в нем нужные по обстоятельствам перемены и дополнения.
 
Вопросы:
1. Каково соотношение информации и нормативных документов?
2. Каков признак успешной работы учреждения?
3. Что значит «движение дел»?
4. Что значит «производство дел»?
5. Назовите типы дел, которые поступив в министерскую канцелярию, в ней и остаются.
6. Чем дела чрезвычайные отличаются от дел текущих?
7. Чем дела, не терпящие времени, отличаются от дел чрезвычайных?
8. Распределите дела, поступающие в совет, на 5-6 групп.
9. Каковы полномочия совета?
10. В каких случаях исходящий документ, готовившийся в департаменте, может быть не скреплен подписью начальника департамента?
11. Чем отчет отличается от ревизии?
12. Какие два вида министерских отчетов представляются вышестоящим инстанциям? Чем они отличаются друг от друга?
 
Министерская система в Российской империи. К 200-летию министерств в России. М.: РОССПЭН, 2007. С. 49-58.
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 563
PR-CY.Rank
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0