СЕМИНАРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (продолжение)
Тема 11. «Военный коммунизм» и НЭП – две модели социализма.
Цель: историко-экономический дискурс: сравнительный анализ двух моделей построения экономической жизни страны.
План.
1.«Военный коммунизм»: характерные черты, «доктринальные» и «ситуативные» причины, предпосылки введения военно-коммунистической политики.
2.Советское управление экономикой в годы гражданской войны: достижения и издержки.
3.НЭП: его характерные черты и причины введения новой экономической политики.
4.НЭП в отражении советской и постсоветской историографии.
Источники и литература:
1.Буртин Ю. Три Ленина: НЭП в свете теории конвергенции // Октябрь. – 1998. - №12; 1999. - №1 [Электронный ресурс] // URL: http://magazines.russ.ru/october/1999/1/burti.html (дата обращения 1 сентября 2013);http://magazines.russ.ru/october/1998/12/burti-pr.html (дата обращения 1 сентября 2013) .
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. – М., 2001. – С.448-450. [Электронный ресурс] // URL: http://library.ispu.ru:8001/history/2/soderganie/hrestomatia_all.htm (дата обращения 1 сентября 2013)
3.Программа РКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М., 1983. - Т.2. – С.84-89. [Электронный ресурс] // URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9421-kommunisticheskaya-partiya-sovetskogo-soyuza-v-rezolyutsiyah-i-resheniyah-s-ezdov-konferentsiy-i-plenumov-tsk-1898-1988-v-15-ti-t-m-1983-1990 (дата обращения 1 сентября 2013)
4.Резолюция съезда по отчету Центрального Комитета // Там же. – С.244-245. [Электронный ресурс] // URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9421-kommunisticheskaya-partiya-sovetskogo-soyuza-v-rezolyutsiyah-i-resheniyah-s-ezdov-konferentsiy-i-plenumov-tsk-1898-1988-v-15-ti-t-m-1983-1990 (дата обращения 1 сентября 2013)
5.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. – М., 1999. – С.88-90, 96-98, 107-119. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist021.htm (дата обращения 1 сентября 2013.)
6.Кириллов А. От империи Романовых к империи Сталина. Гл.9-10. [Электронный ресурс] // URL: http://alkir.narod.ru/ssc/textbook2012draft/index.html (дата обращения 20 мая 2014).
6.Подборка материалов о НЭПе. [Электронный ресурс] // URL: http:////www.alternativy.ru/magazine/htm/96_4/i. (дата обращения 1 сентября 2013).
Методические рекомендации студентам
Соотношение доктринального и ситуативного в политике «военного коммунизма» освещено в учебном пособии Соколова. Здесь же найдем обобщающие оценки «военного коммунизма» и НЭПа, характеристику исторических условий, породивших два эти курса. Хрестоматия содержит документы, отразившие переход к НЭПу. Воспоминания Валентинова и «Перевернул проблему» Лациса ярко рисуют суть НЭПа в области промышленности. Один из важнейших политических аспектов НЭПа показан в книге «Советское общество». Статья Орлова знакомит с современными историографическими оценками НЭПа. Разбирая последний вопрос, подумайте, в чем различия в трактовке НЭПа в литературе 80-х и 90-х гг. Какие подходы кажутся Вам более предпочтительными?
Тема 12. Российская индустриализация: социокультурная роль, основные этапы, особенности.
Цель: выявление характерных черт, особенностей советского варианта индустриализации, определение его экономических и социокультурных результатов.
План
1.Этапы российской индустриализации. Л.Б. Кафенгауз о развитии основных отраслей российской промышленности в первой четверти ХХ века.
2.Проблемы индустриализации в освещении документов ВКП(б).
3.Условия, источники средств, методы «социалистической индустриализации».
4.Рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция в конце 20-х – 30-е гг.
Источники и литература:
1.Верт Н. История советского государства. – М., 2000. – С.216-223, 226-227, 251-253. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).
2.Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е гг. ХХ в.) – М., 1994. – Гл.5-6. [Электронный ресурс] // URL: http://nezvmuseum.ucoz.ru/_ld/0/15__.-___.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).
3.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. – М., 1999. – С.171-177, 182-184, 188-189, 190-191, 195-197, 199-201, 203-209. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist021.htm (дата обращения 1 сентября 2013.)
Методические рекомендации студентам
Вспомните определение индустриализации, ее ранний этап в России (конец XIX – начало ХХ вв.). В труде Кафенгауза содержится детальный поотраслевой анализ развития российской промышленности в 1917-1921 и 1921-1927 гг. Социально-политический аспект индустриализации лучше всего показан в учебном пособии Соколова. Здесь же найдем материал для ответа на 4-й вопрос, главной проблемой которого является проблема социальной мобильности в эпоху «великого перелома». Рассматривая 3-й вопрос, подумайте, каковы были общие черты и различия «виттевской» и «социалистической» индустриализации.
Тема 13. СССР в Великой Отечественной войне.
Цель: актуализация, активизация знаний студентов о Великой Отечественной войне как важнейшего ресурса воспитания патриотического сознания молодежи.
План:
1.Назревание второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Политика СССР.
2.Советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г.
3.Советско-германский договор о ненападении 1939 г. и договор о дружбе и границах с Германией.
4.Война между СССР и Финляндией.
5.Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики.
6.Советско-японские отношения в 1937-1941 гг.
7.Начало второй мировой войны. Подготовка гитлеровской Германией нападения на СССР.
8.Периодизация Великой Отечественной войны.
9.Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины поражений первого периода войны.
10.Битва за Москву и ее историческое значение.
11.Основные события военной кампании весны-лета 1942 г.
12.Сталинградская битва.
13.Курская битва.
14.Советский тыл в годы войны.
15.Второй фронт и проблема помощи СССР со стороны союзников Англии и США.
16.Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература.
1.Верт Н. История советского государства. – М., 2000. – Гл.. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).
2.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. – М., 1999. – Ч.1. [Электронный ресурс] // URL: http://dfiles.ru/files/4icj8ypo2 (дата обращения 1 сентября 2013).
Методические рекомендации студентам.
На этом занятии потребуется, прежде всего, знание основных фактов и их оценок. Основное внимание надо уделить предвоенной обстановке, политике великих держав, СССР, определению причин и характера II мировой войны, характеристике основных периодов и сражений Великой Отечественной войны.
Тема 14. Личность и политика Сталина на страницах мемуаров, публицистики и произведений художественной литературы.
Цель: выявление и характеристика образов Сталина, их сравнительный анализ, объяснение изменений представлений о Сталине.
План.
1.Сталин глазами его политических оппонентов-современников (Троцкий о Сталине).
2.К. Симонов о Сталине.
3.Н.С. Хрущев о культе личности Сталина
4.Сталин и сталинизм на страницах демократической публицистики 80-90-х гг.
Источники и литература.
1.Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме // Знамя. – 1989. - №1-2. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rulit.net/books/o-staline-i-stalinizme-read-241011-10.html (дата обращения 1 сентября 2013).
2.Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М., 1990. [Электронный ресурс] // URL: http://royallib.ru/book/simonov_konstantin/glazami_cheloveka_moego_pokoleniya_razmishleniya_o_i_v_staline.html (дата обращения 1 сентября 2013).
3.Троцкий Л. Сталин. – М., 1990. – ТТ.:1-2. [Электронный ресурс] // URL: http://sovunion.info/books/index.shtml?21_08 (дата обращения 1 сентября 2013).
4.Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад на закрытом заседании ХХ съезда КПСС // Известия ЦК КПСС. – 1989. - №3. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt (дата обращения 1 сентября 2013).
5.Ципко А. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. – 1988. - №11-12, 1989. - №1-2. [Электронный ресурс] // URL: http://tsipko.ru/ (дата обращения 1 сентября 2013).
Методические рекомендации студентам.
Изучение темы должно представить целую галерею портретов Сталина. Задача заключается в том, чтобы объяснить, почему каждая историческая эпоха создавала «свой» портрет вождя, как специфика самой эпохи отразилась на особенностях соответствующего «портрета». При этом надо учитывать, что Троцкий писал о своем политическом антагонисте, грубо исказившем, как ему казалось, идеалы Октября. Симонов видел в Сталине, прежде всего, руководителя великого государства – Советского Союза, одержавшего верх в страшной войне, освободившего мир от фашизма. Для Хрущева Сталин это вождь советского народа, совершивший, однако множество преступлений, в которых сам Хрущев невольно участвовал и на критике которых сумел в жесткой борьбе завоевать для себя первенство в партийно-государственной иерархии СССР. Наконец, публицисты 80-90-х дают самый широкий спектр оценок сталинизма от социалистических до либеральных и национал-патриотических.
Тема 15. Хрущевская «оттепель».
Цель: воссоздание характерных черт развития советского общества середины 1950-х – начала 1960-х годов.
План.
1.Критика сталинизма и ее характер.
2.Разрушение ГУЛАГа.
3.Политика в отношении искусства и литературы. «Шестидесятники».
4.Развитие промышленности: совнархозы, опыты внедрения хозрасчета в промышленности, стимулирования научно-технического прогресса, финансовая и налоговая политика.
5.Развитие сельского хозяйства: освоение целины, преобразование колхозов в совхозы, реорганизация МТС, политика в отношении личных подсобных хозяйств крестьян.
6.Внешняя политика СССР середины 50 – начала 60-х гг.
Источники и литература.
1.Верт Н. История Советского государства. – М., 2000. – Гл.. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist192.htm (дата обращения 1 сентября 2013).
2.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории 1941-1991. – М., 1999. – Ч.2-3. [Электронный ресурс] // URL: http://dfiles.ru/files/4icj8ypo2 (дата обращения 1 сентября 2013).
3.Хрущев С. Пенсионер союзного значения. – М., 1991. [Электронный ресурс] // URL: http://www.litmir.net/br/?b=148520 (дата обращения 1 сентября 2013).
4.Эренбург И. Оттепель. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.lib.ru/PROZA/ERENBURG/ottepel.txt (дата обращения 1 сентября 2013).
Методические рекомендации студентам.
Первые вопросы темы посвящены политической, культурной составляющей официальной идеологии и внутренней политики рубежа 50-60-х гг. Обратите внимание на борьбу в партийных верхах после смерти Сталина, позиции Хрущева и его оппонентов (Берия, Маленкова), причины, характер, глубину критики Хрущевым культа личности Сталина. Четвертый-пятый вопросы характеризуют социально-экономический курс хрущевского руководства. Выявите причины, замыслы, основные направления преобразований, покажите их сильные и слабые стороны, волюнтаристский характер некоторых начинаний. Характер внешней политики свяжите с внутренними переменами в стране. Подумайте, как в целом Вы оценили бы реформаторскую деятельность Хрущева?
Тема 16. Перестройка Горбачева и эпоха Ельцына: реформа или революция?
Цель: определение с помощью сравнительного анализа сущности произошедших в стране перемен в позднесоветскую и постсоветскую эпоху.
План.
1.Глобальный кризис советского общества (начало 80-х гг.)
2.Борьба в правящих верхах и победа М.С. Горбачева.
3.Концепция перестройки: курс на совершенствование социализма.
4.Политический кризис 1987-1991 гг. Распад СССР.
5.Эпоха Ельцины: основные направления «демонтажа коммунизма».
Источники и литература.
1.Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. – М., 1987. [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/418109/ (дата обращения 1 сентября 2013).
2.Жуков В.И., Прохоров В.Л. Взгляд на Россию первой половины 90-х годов // Социологические исследования (Социс). – 1996. - №6. [Электронный ресурс] // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/730/907/1216/004Zhukov.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).
3.Остапенко Г. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. // Вопросы экономики. – 1998. - №7.
4.Абрамова Ю. А., Абрамов А. В. Новейшая история России (1991-2006) [Электронный ресурс] // URL: http://books.google.ru/books?id=IknkeQfXkccC&pg (дата обращения 1 сентября 2013).
Методические рекомендации студентам
Каковы причины падения советского строя – объективные (и субъективные), экономические, политические, культурные? Является ли это падение действительно результатом глобального кризиса или просто следствием случайного стечения обстоятельств? Чьим интересам соответствовали перестройка и ельцынские реформы? Насколько революционными по своему характеру они были? Насколько замыслы преобразователей соответствуют реальным результатам их политики? Можно ли говорить, что современная политика является продолжением горбачевской перестройки или ельцинских преобразований?