Тема 2. Школы и направления современной культурологии.
Цель: характеристика школ и направлений в современной культурологи.
План:
- Культурная историософия.
- Концепции психоаналитики и коллективного бессознательного.
- Культурная (социальная) антропология.
- Cultural studies.
Доклады:
Концепция цивилизаций Н. Я. Данилевского и ее критика В. С. Соловьевым.
Историко-культурные взгляды евразийцев.
Зигмунд Фрейд о культуре.
Понимающая социология Макса Вебера.
Концепция «осевого времени» Карал Ясперса.
Виталий Куренной о Cultural Studies.
Литература и ресурсы:
Горбатов А. В., Михайлов Ю. И. Основные школы и концепции культурологи. Учебное пособие. Кемерово, 2000. С. 16-29, 34-44.
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. 3-е изд-е. ЮНИТИ, 2012. С. 46-97.
Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Шаповалова. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 5-16.
Куренной Виталий. Cultural Studies [Электронный ресурс] // http://www.youtube.com/watch?v=Xe28ao1xRgc (дата обращения 20 мая 2013).
Никитич Л. А. Культурология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 22-35, 50-60.
Методические рекомендации для студента:
В указанных в списке литературы учебниках (или иных, найденных самостоятельно) отберите материал, относящийся к вопросам плана семинара. Разбирая первый вопрос, выпишите основные идеи В. Я. Данилевского (возможно и К. Н. Леонтьева), О. Шпенглера и А. Тойнби. Во втором вопросе обратите внимание на общее и различия в подходе к Человеку, Культуре З. Фрейда и К. Г. Юнга. Дайте краткую письменную характеристику такого направления, как культурная (социальная) антропология. О таком направлении, как cultural studies узнаете, послушав мини-лекцию В. Куренного; основные характеристики cultural studies надо записать. В заключительной части занятия готовьтесь: 1) сформулировать свою собственную «концепцию», 2) провести экспертизу научных текстов на предмет их направленческой идентификации.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ
"Школы и направления в современной культурологии"
Задание №1: К какому типу культуры принадлежат эти определения (по Клакхону-Креберу)
1) Важным аспектом культуры является то, что она имеет структуру и что она паттернизирована. Орудия, дома, законы, ценности и установки обычно взаимосвязаны, часто таким сложным образом, что они формируют некоторого рода связанной целостности.
2) Культура может быть понята как целостная совокупность артефактов, накопленных социальной группой в ходе ее исторического развития... В своей совокупности накопленные группой артефакты — культура — может рассматриваться как специфическое для вида (для человека) средство различия. Это «история в настоящем».
3) Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
4) Это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях.
5) «Я беру культуру в контексте более или менее известных символов и значений, которые личности динамически создают или пересоздают для себя в процессе интеракции. Культура, таким образом, является ориентацией способов чувствования, мышления, и бытия в мире — их неосознаваемое средство опыта, интерпретации и действия. Контекст культуры есть то, через что всякий человеческий опыт и действие — включая эмоции — должен быть интерпретирован. Этот взгляд на культуру пытается видеть ее как нечто явленное, оспариваемое и временное, посредством чего открывается живое пространство для теоретизирования об индивидуальной и родовой изменчивости, и исключаются мнения о культуре как о чем-то статичном, гомогенном и необходимо разделяемом или даже когерентном.
Задание №2: Сгруппируйте числа и буквы.
|
2 - Леонтьев |
3 - Шпенглер |
4 - Тойнби |
А – Цивилизация – смерть культуры |
B – Накануне гибели культуры широко распространяются архаизм и футуризм |
С – Древняя Греция – это культура, а Древний Рим – только цивилизация |
D – Каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии стадии первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти |
Е - “Все болит у древа жизни людской...Болит начальное прозябание зерна. Болят первые всходы; болит рост стебля и ствола, развитие листьев и распускание пышных цветов - (аристократии и искусства) - сопровождаются стонами и слезами. Болят одинаково эгалитарный быстрый процесс гниения и процесс медленного высыхания, застоя, нередко предшествующий эгалитарному процессу”. |
F – “Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества”. |
G - Постижение истории - это понимание сути божественного вызова, реализуется через различные формы человеческой деятельности. Каждый человек (народ, нация) понимает вызов по-своему и поэтому воплощает его в присущих только ей формах культуры. А. Дж. Тойнби подчеркивает значение выбора народами вариантов воплощения вызова в практику, роль рационального проникновения в вызов, значение творческой элиты и лидера, способных понять его сущность и перенести божественный закон с одной души в другую. |
H – “Итак, духовное и политическое здоровье характеризуют русский народ и русское государство, между тем как Европа - в духовном отношении - изжила уже то узкое религиозное понятие, которым она заменила вселенскую истину и достигла геркулесовых столбов, откуда надо пуститься или в безбрежный океан отрицания и сомнения, или возвратиться к светоносному Востоку”. |