СЕМИНАРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

Тема 1. Вводное занятие.

Цель: определение исходного уровня знаний, подготовка, инструктаж студентов к самостоятельному поиску литературы и Интернет-ресурсов по истории, самостоятельному изучению курса истории вне аудитории.

План

  1. Тестирование.
  2. Что такое семинарское, практическое занятие и как к нему подготовиться.
  3. Как ведут поиски необходимой информации (литературы).
  4. Как готовится и оформляется письменная работа (реферат, исследовательская работа) по истории.
  5. Как подготовиться к зачету по отечественной истории.

Тема 2. Естественно-географический фактор в русской истории

Цель: системная характеристика исторического процесса, выявление роли естественно-географического фактора.

План

1. Географическое месторасположение, особенности ландшафта и история России.

2. Природно-климатические условия России и их влияние на хозяйственный быт, социальные отношения, национальный характер и развитие государственности.

Источники и литература

1. Ключевский В. О. Сочинения. - Любое издание. - Т.1. - Гл. (Лекция) 3-4. 

2. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. - 1992. - № 4/5. 

3. Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII – начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – СПб., 2000. – Т.1. – Гл. I. [Электронный ресурс] // URL: http://www.imperskiy-fund.com/files/-.1.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).

4. Соловьев С.М. Сочинения. - Любое издание. - Т.1. - Гл.1. 

Методические рекомендации студентам

При подготовке ответов к вопросам семинара попытайтесь вначале охарактеризовать ту или иную собственно естественно-географическую составляющую (географическое месторасположение, ландшафт, почвы климат и т.п.), а затем проследить ее воздействие на хозяйственные занятия, экономику, социальные, политические  отношения, национальную культуру, характер русского народа. Изучение статьи Милова позволит научиться решать задачи на определение качества сельскохозяйственных работ в крестьянском хозяйстве эпохи позднего средневековья и разложения феодализма. Обратите внимание на полемику Миронова и Милова.

 

Тема 3. Норманнская теория и дискуссии вокруг Древнерусского  государства

Цель: показать «сильные» и «слабые» стороны норманизма, подведя студентов к самостоятельным выводам относительно роли славянского» и «русского» в древней русской истории.

План

1.«Повесть временных лет» о славянах, варягах и происхождении Руси.

2.Константин Багрянородный, «Повесть временных лет» и другие источники о становлении государственности у восточных славян, характер Древнерусского государства.

3.Норманнская теория: .

Источники и литература

1.Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине Х века // Вопросы истории.  – 1999. - № 8 // URL: http://forum.gardarike.org/viewtopic.php?f=52&t=260  (дата обращения 1 сентября 2014).

2.Повесть временных лет [Электронный ресурс] // URL : http://www.hronos.km.ru/dokum/povest.html (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Рыбаков Б. А. «Откуда есть пошла Русская земля». [Электронный ресурс] // URL :  http://clarino2.narod.ru/rubakov.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

При подготовке к семинару особое внимание уделите изучению опубликованных в «Хрестоматии» фрагментов ПВЛ, иностранных известий о славянах и Руси. Именно на их чтении и комментарии будет строиться разбор 1-2 вопросов. При работе с ПВЛ, другими источниками постарайтесь представить себе не только то, о чем они рассказывают, но и о то, почему и как они это делают. Подумайте, насколько и в чем именно историк может им доверять. Знание литературы также необходимо, прежде всего, для того, чтобы представлять себе разные версии, концепции ранней истории славянства, Руси и их аргументацию. Прежде всего, речь идет о норманнской теории. 

 

Тема 4.  Формирование крепостного права в России

Цель: характеристика положения сословных групп русского общества начала Нового времени, анализ историографического дискурса, характеристика позиций и аргументов указной и безуказной концепций закрепощения.

План

1.Определение крепостного права и концепция закрепощения сословий.

2.Закрепощение дворянства.

3.Положение духовенства в XVII-XVIII вв.

4.Закрепощение крестьянского и посадского населения в XV-XVII вв.

5.Значение крепостного права в русской истории.

Источники и литература

1.Ключевский В.О. Сочинения. – Т.III. - М., 1989. - Курс русской истории. – Лекция . – .153-175. 

2.Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII – начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – СПб., 1999. – Т.1. – С.360-374. [Электронный ресурс] // URL: http://www.imperskiy-fund.com/files/-.1.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Любое издание. - Часть вторая: Московское государство перед Смутой. Социальное противоречие в Московской жизни века. 

4.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – Ч.. - Гл. Х. - §§3-5. 

Методические рекомендации студентам

Что такое крепостное право, каковы его разновидности?  Насколько можно и насколько нельзя согласиться с концепцией государственной школы закрепощения сословий? Крепостное право – это следствие или причина запаздывания исторического развития России в сравнении с Европой? Проследите основные вехи закрепощения тяглого населения, постарайтесь увидеть логику обстоятельств конкретно-исторического характера, толкавших правительство по пути крепостной политики и логику самих законодательных актов.

 

Тема 5. Личность и реформы Петра I в освещении русской историографической классики.

Цель: анализ историко-политического дискурса вокруг фигуры Петра Великого, формирование представлений о значении и социальной цене его  реформ.

План

1.Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

2.Планы, характер петровских преобразований в освещении классиков русской историографии.

3.Общественно-политические и научные оценки значения петровских реформ в истории страны.

4.Русская государственность столетия: абсолютизм или дворянская патерналистская монархия?

Источники и литература

1.Ключевский В.О. Курс русской истории. – Лекция 68. 

2.Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. В трех томах. Т.3. Национализм и европеизм. – М., 1995. – Официальная победа критических элементов над националистическими. – Стихийная реформа Петра и стихийная оппозиция ей. – С.134-185. [Электронный ресурс] // URL: http://www.knigafund.ru/books/29014 (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Миронов Б.Н. Социальная история России ( XVIII– начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – СПб., 2000. – Т. 2. – Гл. 9. Дворянская патерналистская монархия XVIII в. [Электронный ресурс] // URL: http://www.imperskiy-fund.com/files/-.1.pdf (дата обращения 1 сентября 2013).

4.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 18. – Гл. 3. – Оценка его [Петра] деятельности и характера.  

5.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Часть третья. - Взгляд науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце в. – Историческое значение деятельности Петра. 

Методические рекомендации студентам

Первый вопрос носит по существу теоретический характер. Признаем ли мы объективность исторического процесса или допускаем, что история может твориться по произволу. «Внутри» вопроса «спрятана» еще одна важная проблема – проблема причин петровских преобразований. Изучение работ Соловьева и Ключевского позволит представить два принципиально разных подхода к ней. Исключительно на сравнении мнений и оценок Соловьева, Ключевского, Милюкова должно строить ответ на третий вопрос. Если ставить его предельно резко, то звучать он будет так: является ли Петр революционером в русской истории или нет. Подумайте и над вопросом о том, был ли он «европейцем» на русском троне или являлся деятелем глубоко русским по существу. Работа Миронова - в известной мере новация в прочтении петровской эпохи – позволит войти в курс проблемы, обозначенной в четвертом вопросе.

 

Тема 6-a. Декабристы: общества и программы. Выступление 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.
Цель: комплексный анализ и репрезентация образов декабризма.
План
1.    Причины возникновения идеологии декабризма. Эволюция тайных обществ (Союз Спасения, Союз Благоденствия, Северное и Южное общества, Общество соединенных славян).
2.    «Русская Правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева.
3.    Причины поражения и историческое значение выступления декабристов.

Источники и литература
1.    Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1989. – Т.V. – Лекция LXXXIV. - С.220-238.
2.    Ленин В.И. Памяти Герцена (любое издание). 
3.    Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. - М., 2001. – 3.5. – 3.8.
4.    Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма). Первая половина XIX века. – М., 1974. – С.151-194.

Дополнительная литература
1.    Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 г. // Отечественная история. – 1993. - №2; или http://www.auditorium.ru/books/4526_13/ .
2.    Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 г. – Л., 1989. – Пролог. - С.8-16.
3.    Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982.

Методические рекомендации
Подумайте о социокультурных и политических причинах возникновения идеологии декабризма. Чем поколение декабристов отличалось от поколения своих отцов? Каково было отношение декабристов к Великой Французской революции, революции в Испании? Как Вы понимаете само-оценку декабристов: «мы – дети 12-го года»? Проследите и объясните изменения характера тайных декабристских организаций. Постарайтесь дать развернутый анализ основных программных документов движения (отношение к проблеме суверенитета, формы государственного строя и национально-государственного устройства, политического режима переходного периода, решения аграр-ного вопроса). Начало работы Гордина позволит «войти в проблему» «оживления истории» декабристов, представить их выступление глазами их друзей и противников. 

Тема 6. Общественная мысль в России в 30-50-х гг. ХIХ в.

Цель: определение основных проблем, подходов к их решению, выяснение аргументации участников дискурса, актуальности идей 30-50-х годов XIX века в современной   России.

План

1                    Социокультурная среда, основные направления и особенности русской общественной мысли 30-50-х гг.

2                    Белинский против Белинского.

3                    Славянофильство и западничество.

Источники и литература

1.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - Любое издание. [Электронный ресурс] // URL:  http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Ю. С. Пивоваров о западниках и славянофилах // Интерактивный журнал ФОМА [Электронный ресурс] // URL: http://foma.ru/vechnyij-spor-zapadniki-i-slavyanofilyi.html  (дата обращения 20 мая 2014).

3.Плеханов Г. В. Белинский и разумная действительность // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. – М., 1958. – Т.IV. – С.417-467. [Электронный ресурс] // URL: http://bookee.ru/catalog/classic/plekhanov-g-v-belinskijj-i-razumnaja-dejjstvitelnost/# (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

В первой половине XIX в. формируется свободная общественная мысль. Почему это происходит? История «примирения с действительностью» Белинского – одна из характерных индивидуальных «историй» высвобождения мысли из под государственной идеологической опеки.  Говоря о славянофилах и западниках постарайтесь формализовать их полемику, выявив основные спорные проблемы, дайте характеристику способов, стилей мышления, свойственных тем и другим. Работа Бердяева позволит, так сказать, системно представить себе общественную мысль рассматриваемого периода. Подумайте о том, насколько современен спор западников и славянофилов.

 

Тема 7. Реформа 1861 г. и ее историческое значение.

Цель: реконструкция исторических условий, обстоятельств, причин реформы, анализ хода ее подготовки, как нетипичной модели подготовки правительственных преобразований в России

План

1.Причины отмены крепостного права.

2.Подготовка реформы.

2. Содержание реформы.

3. Историческое значение реформы.

Источники и литература

1.Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? [Электронный ресурс] // URL: http://www.polit.ru/article/2006/03/05/zaharova/  (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989. – Ч.. – Эпилог 1. [Электронный ресурс] // URL:http://filegiver.com/free-download/eydelman-revolyutsiya-sverkhu-v-rossii.fb2 (дата обращения 20 мая 2014).

Методические рекомендации студентам

Причины отмены крепостного права многообразны, обратите внимание на соотношение объективных и субъективных факторов (статья Захаровой посвящена последним). Можно ли говорить о том, что причины реформы воспринимались по-разному современниками, с одной стороны, и современной историографией, с другой? Материалы лекции помогут вам в решении задач на условия реформы – определение сумы оброка, выкупную операцию. Историческое значение реформы в современной литературе противоположным образом определяют Эйдельман и Литвак. Чья точка зрения вам представляется более убедительной?

 

Тема 8.  Развитие капитализма в пореформенной деревне

Цель: реконструкция социально-экономических отношений в пореформенной деревне, выявление и характеристика основных тенденций развития

План:

1. Прусский и американский путь развития капитализма в деревне.

2. Крестьянское хозяйство после 1861 г.

3. Эволюция помещичьего хозяйства: от отработок к капиталистической организации.

Источники и литература

1Ленин В.И. Развитие капитализма в России. - Любое издание. - Гл.2. - Выводы; Гл.3. - §1-4. [Электронный ресурс] // URL: http://magister.msk.ru/library/lenin/len03v00.htm (дата обращения 1 сентября 2013).

2Его же. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг. // Полн. собр. соч. - Т.16. - С.215-219. [Электронный ресурс] // URL:  http://leninism.su/index.php?Itemid=53&catid=54:tom-16&id=2803:agrarnaya-programma-soczial-demokratii-v-pervoj-russkoj-revolyuczii-19051907-godov-glava-ii&option=com_content&view=article (дата обращения 1 сентября 2013).

3Савельев П.И. Пути аграрного развития в дискуссиях российских историков // Россия сельская. – начало ХХ века. - М., 2004. – С.25-53.

4Энгельгардт А.Н. Из деревни: 12 писем. 1872-1887. - М.,1987. [Электронный ресурс] // URL:  http://www.litmir.net/br/?b=115415 (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

Первый вопрос носит методологический характер. Его изучение поможет разобраться в исторической конкретике русской пореформенной деревни.. Подумайте, почему объективно возможными в России после 1861 г. были два указанных пути, в чем заключались их различия, какие общественно-политические условия были необходимы для реализации каждого из них. Реконструируйте в самых общих чертах процесс капиталистического развития крестьянского и помещичьего хозяйств в условиях сохранившихся феодальных пережитков. Как влияли отрезки на крестьянское и помещичье хозяйства, каким образом осуществлялось общинное землеустройство, почему на кажущуюся нерациональность оно оказалось весьма устойчивым?

 

Тема 9. Проблемы социально-экономического развития России в конца ХIХ - начала ХХ вв.

Цель: выявление характерных особенностей государственного менеджмента в условиях модернизации экономики.

План

1. Содержание понятия «модернизация» (экономический, социальный, «интеллектуальный», социально-психологический, культурный, юридико-политический аспекты). Российские особенности модернизации.

2. Политика Вышнеградского-Витте в русле общего внутриполитического курса правительства, ее итоги.

3. Аграрные порядки в России в начале ХХ в. Столыпинская аграрная реформа.

Источники и литература

1.Витте С.Ю. О состоянии нашей промышленности. Всеподданнейший доклад императору Николаю II [Электронный ресурс] // URL: http://prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/v1900.ssi (дата обращения 1 сентября 2013)

2.Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики. – 1992. - №3. – С.143-148. [Электронный ресурс] // URL: http://bookre.org/reader?file=407784 (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность) // Ковальченко И.Д. Аграрный строй России второй половины – начала ХХ в. - М., 2004. - С.465-487.  [Электронный ресурс] // URL: http://www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php (дата обращения 1 сентября 2013)

4.Давыдов М. Столыпинская аграрная реформа: замысел и реализация [Электронный ресурс] // URL:  http://polit.ru/article/2007/02/08/davydov/ (дата обращения 1 сентября 2013).

5.Подборка материалов о С. Ю. Витте  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/docs.ssi (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

При подготовке первого вопроса обратите внимание на наличие различных подходов к трактовке проблемы модернизации в западной литературе. Второй вопрос – это разбор основных идей работы Витте. В каком смысле протекционистскую политику Витте вслед за Листом считал средством, способствовавшим международной торговле? Для ответа на третий понадобится текст всеподданнейшего доклада Витте (попытайтесь разбить текст на несколько «блоков», сформулировав к их содержанию соответствующие вопросы). Подумайте, насколько политика индустриализации соответствовала (не соответствовала) общему консервативному внутриполитическому курсу рубежа XIX-XX вв. Проанализируйте (составьте табличку) общее и расхождения по взглядах Ковальченко и Давыдова на столыпинскую аграрную реформу. На чьей Вы стороне, каково Ваше мнение?

 

Тема 10. «Вехи» и «Интеллигенция в России»

Цель: реконструкция интеллигентского дискурса начала ХХ века вокруг «проклятых русских вопросов», определение исторического значения этой дискуссии

План

1.Образ революции 1905 г. на страницах «Вех».

2.Альтернативные характеристики русской интеллигенции: «Вехи» и «Интеллигенция в России».

3.Что делать? – «проклятый» русский вопрос в изложении «Вех» и «Интеллигенции в России».

Источники и литература

1.Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910 гг. - М., 1991. – С.24-26, 28-29. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Themes/History/vekhi.html (дата обращения 1 сентября 2013).

2.Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Там же. – С.44-50, 54-62, 82-84. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Themes/History/vekhi.html (дата обращения 1 сентября 2013).

3.Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Там же. – С.113-115, 121-123. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Themes/History/vekhi.html (дата обращения 1 сентября 2013).

4.Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Там же. – С.138-140, 143-152. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Themes/History/vekhi.html (дата обращения 1 сентября 2013).

5. Петрункевич И.И. Интеллигенция и «Вехи» // Вехи. Интеллигенция в России. – М., 1991. – С.210-220. [Электронный ресурс] // URL:  http://www.yabloko.ru/Themes/History/petrounk.html (дата обращения 1 сентября 2013).

6.Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Там же. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Themes/History/millyukov_int.html (дата обращения 1 сентября 2013).

Методические рекомендации студентам

При подготовке первого вопроса имейте в виду – речь идет во многом об исторических условиях возникновения «веховства». По отношению к революции 1905 г. попытайтесь сформулировать нравственно-политический, социокультурный смысл «веховства». Обратите внимание на альтернативность оценок русской интеллигенции двух сборников, их ответов на «проклятый» вопрос «что делать?». В чем причины разногласий по этим вопросам в русской либерально-интеллигентской среде? Чья позиция Вам понятнее, с чем Вы согласны и не согласны. Попытайтесь составить табличку, отражающую эти разногласия.

Семинары (продолжение)

 

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 567
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0