Главная » 2014 » Июнь » 17 » Возвышение Москвы и образование единого Русского государства
07:42
Возвышение Москвы и образование единого Русского государства

Возвышение Москвы и образование единого Русского государства

План.

1. Причины возвышения Москвы

2. Основные вехи объединительно-освободительного процесса

3. Русь последней четверти XV – первой трети XVI в. как единое государство

Литература:

Борисов Н. С. Лекция "Возвышение Москвы в XIV-XV веках". Ч. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=GDJZgZeysZI (дата обращения 21 сентября)

Борисов Н. С. Лекция "Возвышение Москвы в XIV-XV веках". Ч. 2. [Электронный ресурс] URL: http://histlectures.livejournal.com/50118.html

Кузьмин А. Г. Проблема образования единого централизованного государства и возвышения Москвы в исторической литературе // Образовательный портал "Слово" [Электронный ресурс] URL: http://www.portal-slovo.ru/history/35301.php (дата обращения 21 сентября 2013).

1. Причины возвышения Москвы

   Н. С. Борисов (послушайте его лекцию) начинает свой рассказ о возвышении Москвы с характеристики кн. Даниила Александровича. Мы начнем с объективных причин этого процесса.  

Первая причина возвышения Москвы – это ее “срединное” положение, Московские земли были со всех сторон “прикрыты” от вторжений извне другими русскими княжествами. Это, в свою очередь, обусловило известную безопасность и привлекало сюда многочисленных беженцев с юга. Северо-Восточная Русь быстро заселялась, осваивалось ополье (широкие безлесые пространства между крупными лесными массивами), а благодаря монастырско-крестьянской колонизации, образно описанной В.О. Ключевским, и лес, превращавшийся в пашню. 

В силу окраинного положения, обилия лесов и болот московские земли были почти идеальны для устройства монастырей, стремившихся «прочь от мира». Но и в монастырях монахи бывали разными. Рядом с “намоленными” старцами, людьми истово верующими проживали и те, кто был отнюдь не чужд «житейских»  настроений и стремлений. Старикам, готовившимся уже предстать перед Господом, нередко делалось суетно и неуютно в таком монастыре, и они решались уйти в скит, становились отшельниками.  Сделать это тогда в московской земле было просто – вокруг шумели девственные леса. Всегда находились два-три молодых инока, которые через некоторое время решались проведать старца. Но, оказавшись вместе, они со временем вынуждены были строить новый, пусть пока совсем небольшой монастырь. Крестьяне из окрестных мест, прознав о “святых людях”, живущих как Иоанн Креститель, питающихся “чем Бог пошлет”, обязательно желали “хотя бы краешком” прикоснуться к их святости – подышать с ними одним воздухом, попить одной водицы из ручейка. Несмотря на весьма настороженное отношение к лесу как среде обитания (характерно, что русский народ населяет лес враждебными человеку существами: “Соловей-разбойник”, Баба-яга, Леший и т.п.), самые смелые землепашцы забирались за святыми отшельниками в лесные чащи. Но крестьяне – не монахи, они не могли жить отшельниками все время,  заводили пашню, ставили избы, перевозили на новое место жен и детей. Со временем новый монастырь, окруженный новыми же деревнями, разрастался. И всегда находился старец, стремившийся  уйти подальше от этого “суетного мира”… Всегда находились и два-три молодых инока, пожелавших его проведать… Так монастырская колонизация леса облегчала его освоение под пашню крестьянством.

Рост населения и пашни означал одновременно рост богатства Москвы и ее князей. Но в XIII-XV вв., когда продолжающиеся внутренние усобицы дополнялись жестоким ордынским игом, одного богатства для превращения в центр объединения всех русских земель было мало.

   Вторая причина возвышения Москвы – это быстрый рост ее военной силы. Здесь мы имеем дело с той “исторической случайностью”, через которую пробивает себе дорогу закономерность. Современный историк А. А. Горский убедительно показывает, как “случайная” распря в Орде на рубеже XIII-XIV вв. (а Орда, пережив период раннефеодального государственного единства, вступает в полосу внутренней нестабильности, позднее переросшей в раздробленность) заставляет группу черниговских и киевских бояр со своими военными отрядами искать укрытия в Московской земле. Дело в том, что ордынцы, точно так же, как когда-то русские князья, выяснявшие отношения между собой и водившие на Русь половцев, начинают водить с собой русские отряды. Проигравшая сторона, а москвичи, черниговцы и киевляне оказались как раз проигравшими, должна была опасаться репрессий победителей. Именно поэтому южане, находившиеся в пределах прямой досягаемости из степи, и уходят в леса и болота северо-востока, поступают на службу к московскому князю, а тот рассчитывается с ними, награждая их населенными землями.

   Третьей важнейшей причиной был перевод в 1328 г. в Москву митрополичьей кафедры – тогдашнего центра Русской православной церкви, превращение Москвы в духовный центр Руси. Событие это в общем было объективно предопределено первыми вышеназванными обстоятельствами, хотя и произошло по воле московского князя Ивана I и митрополитов Петра и Феогноста. Церковным центром как раз и должна была стать богатая и сильная в военном отношении земля.

   Четвертая причина, в отличие от первых трех, была субъективного свойства. В.О. Ключевский указывает на особый характер первых московских князей. Принадлежа к младшей ветви северо-восточных рюриковичей, они не имели шансов легитимно, в соответствие с лествичным порядком, занять Великий Владимирский стол (Киев в условиях ордынского господства совсем захирел и Великий княжеский стол переместился во Владимир), а потому вели себя, наиболее энергично и решительно, как хищники, хватавшие все, что плохо лежит ради обогащения и усиления своего княжества. Именно эта неразборчивость в средствах действительно позволила Москве к концу первой четверти XIV в. усилиться настолько, что Иван I в 1325 г. добился от Золотоордынского хана, до сих пор в основном следовавшего лествичному порядку, ярлыка на великое княжение. Одновременно Иван I получает право собирать ордынский выход, что, с одной стороны, способствовало дальнейшему обогащению Москвы, а с другой, обезопасило русские земли от ордынских вторжений. Историки говорят, что в течение Иванова 20-летнего княжения в стране выросло поколение людей, не знавших давящего страха, внушаемого ордынцами. Их дети в 1380 г. одержат первую крупную победу над ордынцами на Куликовом поле.

   Наконец, пятая по счету, но, наверное, важнейшая по значению причина возвышения Москвы заключалась в отношении к ней русского народа. На деятельность первых московских князей люди смотрели как на своекорыстное хищничество, но уже при Дмитрии Донском (внуке Ивана I) в московских князьях начинают видеть наиболее вероятных защитников и избавителей от ордынской власти. С Москвой связывает русский народ надежды на освобождение и объединение страны. Это и делает Москву лидером освободительно-объединительного процесса.

2. Основные вехи объединительно-освободительного процесса

   В.О. Ключевский выделял 5 способов, которыми широко пользовались московские князья, расширяя пределы своего княжества:   1) скупка (при Иване Калите, например, были куплены три удельных города с округами: Белозерск, Галич, Углич; при  Симеоне Гордом и Иване Красном – Верея, Боровск, Волоколамск, Кашира); 2) захват вооружённый; 3) захват дипломатический с помощью Орды (Даниил – первый московский князь силой захватил Коломну и Можайск, Дмитрий Донской - Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из их вотчин. Сын его Василий «умздил» татарских князей и самого хана и за «многое злато и серебро» купил ярлык на Муром, Тарусу и Нижегородское княжество); 4) служебный договор с удельным князем; 5) расселение из московских владений за Волгу. 

В объединительно-освободительном процессе, центром которого стала Москва, можно выделить несколько этапов. 

Первый – начальный, конец XIII – 80-е гг. XIV в., когда наблюдается хозяйственно-культурный подъем, прежде всего на Северо-Востоке, разгорается борьба между Московским, Тверским и Великим Литовским княжествами за первенство. В княжение Дмитрия Ивановича в Москве строится каменный Кремль и объединенное Москвой русское войско в 1380 г. наносит Орде первое крупное поражение на Куликовом поле. 

Второй период приходится на конец XIV в. – 1462 г. и характеризуется борьбой московского князя с московскими же удельными князьями и дальнейшим объединением русских земель вокруг Москвы. Главным событием этого периода стала двадцатилетняя феодальная война между Василием II (внуком Дмитрия), получившим Великий стол в обход старшего мужчины в роду - его дяди Юрия Галицкого и этим последним. О передаче власти сыну, а не старшему в роду – в данном случае брату, распорядился отец Василия II – Василий I. Взгляд на Великое княжение т.о. меняется: если первые московские князья рассматривали быстро растущую территорию Московской земли, как свою вотчину и соответствующим образом распоряжались ею, выделяя уделы наследникам с передачей собственного домена следующему за ними по возрасту родственнику, то теперь почти вся разросшаяся территория княжества передается великому князю, а уделы выделяются лишь в отдельных случаях. Таким образом, закладывается не вотчинная, а государственная модель великокняжеского наследования: если имущество семьи можно разделить между наследниками, то государство неделимо – оно должно быть передано одному наследнику целиком.

Третий – завершающий период приходится на правление Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). В 1480 г. было свергнуто ордынское иго (“стояние на р. Угре”). Присоединены Ярославль, Новгород (в 1478 г. вече было упразднено), Тверь, Вятка, Псков, Смоленск, Рязань. Если в нач. 60-х гг. XV в. территория Русского государства составляла 430 тыс., то к 30-м гг. XVI в. она составляла уже 2800 тыс. км2. Население страны с нач. XVI в. с 5-6 млн. выросло к середине столетия до 8 млн. чел. Единство Руси скреплялось появившимся общерусским письменным законодательством (Судебник 1497), появлением новых государственных символов (вспомните, каких?), распространением национально-мессианской идеологии “Москва - Третий Рим, а четвертому не быть” (как вы понимаете эту формулу?).

                

                Иван III (1440-1505)                                             Василий III (1479-1533)

3. Русь последней четверти XV – первой трети XVI в. как единое государство

Вам наверняка известны основные признаки государства, государства как страны, государства как власти, как аппарата управления. Попробуйте составить табличку: в первой колонке признаки государства, во второй - то, что имелось в наличии в XV - первой трети XVI вв.  Сравните полученный результат с тем, что представляла собой русская государственность удельного периода в разных землях. Самостоятельно найдите в Интернете информацию о состоянии государственности в это время в Западной Европе, у других славянских народов. Отметьте сходства и различия, попытайтесь объяснить их экономическими, социальными, культурными обстоятельствами и причинами. 

Свои знания можно проверить на сайте historic.ucoz.ru

 

 

Просмотров: 1807 | Добавил: avtor | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: