Главная » 2014 » Сентябрь » 22 » XVIII век в русской истории
12:40
XVIII век в русской истории

Что такое XVIII век в русской истории? Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Главное, наверное, состоит в том, что XVIII век – это, прежде всего, век глобального культурного перелома. Процессы европеизации, достигшие крайних форм при Петре, раскалывают русское общество второй раз после церковного Раскола XVII века, и раскалывают в известном смысле глубже, основательнее, чем прежде. Элита озападнивается, народ остается в прежнем своем культурном состоянии. Элементы европейской культуры, соединяясь с русской, порождают новую национальную культуру, как духовный дом для элиты, но почти совершенно чужой для народа. Национальная идентичность коренным образом трансформируется – как на уровне языка (при Петре немецкий, английский, при Елизавете и особенно при Екатерине – французский), так и на уровне бытового уклада жизни (жилище, костюм, формы досуга – все становится совершенно разным у «господ» и «простого народа»). И только православие соединяет, но и это соединение постепенно размывается, учитывая, с одной стороны, процессы секуляризации сознания элиты, распространение разного рода эзотерических увлечений, масонства, и рост народной популярности Раскола в отдельные периоды, с другой . 
Со стороны жизни народной это столетие несчастливое, это столетие, когда крепостное право достигает своего апогея. Символом русского рабовладения становится печально известная Салтычиха – сумасшедшая барыня, запытавшая насмерть десятки своих крепостных, а символом народного протеста против крепостнических жестокостей – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. 
Со стороны истории государства XVIII век – это время, когда Россия превращается из сугубо континентальной, так же и в морскую державу (Петр выходит на Балтику. Екатерина – на Черное море),  время, когда территориальная экспансия, как способ «строительства» России, существенно дополняется, а к концу века почти сменяется политикой, направленной на «внутреннее благоустройство» страны (Петр и особенно Екатерина). Наконец. это время, породившее национальных героев, ставших нашими национальными  символами (Петр I, Екатерина II, гр. Потёмкин-Таврический, А. В. Суворов).
Рассмотрим три самостоятельных комплекса вопросов, связанных с Петром, Екатериной и лежащей между двумя этими царствованиями эпохой дворцовых переворотов.
Поскольку Петр – это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых и спорных фигур в российской истории, его царствованию уделим большее внимание.

План.
1.    Причины петровских преобразований.
2.    Государственно-правовые реформы.
3.    Социальная политика.
4.    Экономическая политика.

Литература:
Анисимов Е. В. Петр I. Рождение империи [Электронный текст] // URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/history/590anisimov.htm (дата обращения 10 мая 2014).
И. Н. Данилевский о Петре I [Электронный ресурс] // URL: http://www.youtube.com/watch?v=G-KxunV39zc  (дата обращения 10 мая 2014).
Павленко Н. И. Петр Великий [Электронный ресурс] // URL: http://www.rulit.net/author/pavlenko-nikolaj-ivanovich/petr-velikij-get-179242.html (дата обращения 19 мая 2014).

1. Причины, периодизация петровских преобразований

Несмотря на быстрое восстановление после Смуты, Россия, оставаясь к концу XVII века страной континентальной, все больше отставала от Запада, использовавшего все выгоды международной морской торговли. Движение на Восток – на Каспий, Волгу, Урал, в Сибирь, вглубь Азии сменяется поворотом на Запад, к Черному морю и Балтике. Уже Иван IV в ходе Ливонской войны (1558-1583) пытался утвердиться на Балтийском море. Царевна Софья – сестра Петра намеревалась продвинуть южные границы страны к Черному морю. Объективная потребность выхода на международные морские пути, таким образом, вполне осознавалась самодержавием. И Петр в данном случае лишь продолжил эту политику.
Завоевание выхода к Черному морю оказалось непосильной задачей – здесь Россия сталкивалась с могущественной Турецкой империей. Зато проблема выхода на Балтику была разрешена в результате Северной войны (1700-1721), против Швеции, противившейся укреплению позиций России в этом регионе.  
В исторической литературе существуют разные подходы к определению причин петровских преобразований. С. М. Соловьев искал их в нравственно-интеллектуальном кризисе московского общества. В. О. Ключевский считал главной причиной преобразований Северную войну, которая, начавшись для России крайне неудачно («Нарвская конфузия»), заставила правительство проводить самые различные преобразования зачастую в экстренном, «пожарном» порядке. В современных исследованиях петровская политика рассматривается как закономерный итог предшествующего социально-политического развития страны – а именно, с одной стороны, зарождения раннебуржуазных, рыночных отношений, роста промышленности и торговли, взаимосвязанных с политикой «европеизации», а с другой, процесса закрепощения тяглого, а отчасти и служилого населения, процесса, достигшего в петровской политике своей кульминации.    
Несмотря на то, что преобразования Петра начинаются еще в довоенный период, большинство их в действительности тесно связаны с условиями и обстоятельствами военного времени. 
В истории петровских времен выделяются два периода – до и после 1717-1718 гг. На первом этапе под влиянием первых военных неудач и чрезвычайной военной обстановки в целом, действия реформатора носили импровизированный характер, являлись реакцией на быстро сменяющие друг друга проблемы и трудности. Лишь начиная с коллежской реформы экспромт уступает место планированию, более или менее тщательной подготовке преобразований. 
В литературе можно встретить разные мнения по этому поводу. В.О. Ключевский, П.Н. Милюков отрицают планомерный характер петровских реформ вообще. Современный историк Н.И. Павленко, напротив, склонен считать, что основные преобразования, безусловно, продумывались реформатором. Выше сформулирована точка зрения другого известного современного ученого - Е.В. Анисимова, разделяемая А.Б. Каменским и др.  специалистами.
2. Государственно-правовые реформы

К числу важнейших государственно-правовых преобразований Петра относятся: создание «Консилии министров» (вместо Боярской думы), регулярной армии, I и II губернские реформы, учреждение Сената, коллежская реформа, издание Табели о рангах и учреждение Св. Синода.
Боярская дума с 1699 г. оттесняется Ближней канцелярией, собиравшейся в отличие от думы регулярно и решавшей важнейший государственный вопрос – финансовый. К 1704 г. дума прекращает свое существование – опричнина и Смута, а главное общий упадок  боярства в сочетании с недоверием к нему Петра предопределили ее судьбу. Она заменяется новым учреждением – «Консилией министров», т.е. советом начальников приказов. Как надведомственный орган, «Консилия» превращается в центр, куда сходились все нити управления. В том же 1704 г. учреждается Кабинет, как личная военно-походная канцелярия царя, ведавшая различные вопросы (военные, дипломатические, финансовые, развития горной промышленности), интересовавшие Петра непосредственно.  
С 1705 г. традиционное русское войско (войско эпохи классического феодализма – феодальная конница – формировалась из феодалов-землевладельцев и определенного количества /в зависимости от размера имения феодала/ приходивших с ними воинов, собиравшихся царем в случае военной угрозы, плюс созданные в середине XVI в. стрелецкие полки) заменяется регулярной (в отличие от феодальной конницы и стрельцов, которые представляли собой иррегулярные военные силы) армией. Она комплектуется по рекрутским наборам (один солдат от определенного числа тяглых дворов), собираемых с крестьянского населения на бессрочную службу. При этом не только, и не столько указ 1705 г., сколько условия войны сами по себе превращали прежние отряды ополчения в настоящую регулярную армию. Среди непрерывной борьбы новоприбывшие полки, оставаясь много лет на походной службе, естественным образом делались постоянными.
Такая профессиональная армия, оторванная от населения, все время находящаяся «под ружьем», способна помимо прочего быть эффективной полицейской силой, послушным орудием самодержавной власти.
В 1708-1710 гг. была проведена I губернская реформа. Вся территория страны делилась на 8-10 губерний во главе с губернаторами, обладавшими огромной властью. Чуть позже – в 1713 г. при губернаторах учредили коллегию ландратов (советников), избираемых местными дворянами, однако эта вполне европейская новация не прижилась – подавляющее большинство дворянства уже состояло к этому времени на военной и административной службе, а назначаемые Сенатом ландраты превратились в обыкновенных чиновников.
Н. И. Павленко – современный специалист в области социально-политической истории России XVIII века объясняет эту реформу необходимостью усиления местной власти перед лицом народных восстаний. Другой исследователь Е.В. Анисимов вслед за историками прошлого  считает, что реформа была вызвана, прежде всего, необходимостью упорядочения финансов – закон определял бюджеты каждой губернии, приоритет в которых отдавался военным нуждам. К каждой губернии прикреплялось по несколько полков армии, которые губерния обязана снабжать всем необходимым: рекрутами, лошадьми, вооружением, продуктами питания и т.п. 
Прежняя местная власть в лице уездных воевод в условиях чрезвычайного напряжения сил, вызванного военными потребностями, оказалась не в состоянии выполнять поручения центра, особенно когда речь шла о бесчисленных денежных, натуральных, отработочных, рекрутских повинностях населения уездов. 
В 1711 г. вместо «Консилии Министров» был учрежден Правительствующий Сенат. Созданный вначале как временное учреждение («для отлучек наших» – говорил Петр), он превратился в законосовещательный, иногда законодательный, высший исполнительный и судебный орган. Со временем в его деятельности возобладала надзорная функция. Стоявший во главе Сената генерал-прокурор отвечал за надзор за деятельностью самого Сената, коллегий, частично и за губернским аппаратом. Своеобразным продолжением прокуратуры стала система фискалата. Генерал- и обер-фискалы сидели в самом Сенате, им подчинялись провинциал-фискалы и городовые фискалы, в задачу которых входило проведывать и доносить обо всех действиях лиц и учреждений, наносящих вред государству. Сенат получал донесения от губернаторов и приказов (коллегий), фискалов и посылал на места своих ревизоров.
Создание губерний и Сената разрушало существовавшую систему приказов. Губернаторы получили слишком много власти, чтобы подчиняться приказам, а Сенат, чтобы получить возможность выполнять свои функции, «втянул» в себя значительную часть аппарата приказов – «столов» и приказных служащих. Сложилась ситуация, когда власть, как таковая концентрировалась «наверху» («сильный» Сенат) и «внизу» («сильные» губернии), ослабляя центральное звено государственного управления, представленное разрушающимися приказами.
Поэтому в 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа – по общему признанию историков наиболее продуманная среди петровских преобразований, образцом которой послужил опыт Швеции. Вместо большей части упраздненных приказов (к 1699 г. их насчитывалось 44, но значительная их часть действовала объединенно, составляя 25 самостоятельных учреждений)  создаются 12 коллегий. 
Важнейшими «государственными» считались три первых: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская; Камер-, Штатс-контор-, Ревизион – заведовали финансовой системой государства; Берг-, Мануфактур-, Коммерц – ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная – делами господствующего дворянского сословия и Главный магистрат – управлением городами и делами зарождающейся буржуазии.
Коллегии отличались от приказов: 1) коллегиальным принципом выработки решений; 2) более точно определенной сферой компетенции; 3) единообразием организационного устройства и ведения делопроизводства. В 1720 г. был издан «Генеральный регламент», определявший организационное устройство, порядок деятельности и делопроизводства коллегий. 
Вместе с тем, некоторые недостатки приказной системы не были преодолены: коллегиальность в принятии решений зачастую подменялась единоличным решением президента (так назывался руководитель коллегии), не была искоренена взятка (на что очень надеялся реформатор, полагая, что ее устранит коллективность принятия решений).  Не был изжит и известный параллелизм, смешение компетенции, свойственный приказам. Названные достоинства коллегий стали заметными далеко не сразу.
Чтобы подчинить коллегиям губернии, а также приспособить аппарат власти на местах к новым, возникшим в связи с введением подушной подати (1718-1724) условиям, понадобилась вторая губернская реформа, осуществленная в 1719-1720 гг. Губернии были разделены на провинции во главе с воеводами, а в наиболее важных губерниях учреждена помимо губернатора – главы губернии – должность губернаторов, вице- и генерал-губернаторов. Власть главы губернии при этом, за исключением военной сферы, распространялась лишь на провинцию губернского центра (города). Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами, избираемыми местным дворянством (и здесь законодатель столкнулся с той же проблемой, что при создании института ландратов – дворянские имения в петровские времена пустовали – практически все мужчины, способные служить, уже состояли на той или иной службе). Т.о. власть главы губернии была ограничена так, что он должен был стать в подчиненное положение по отношению к коллегиям. 
Соединяясь с реформой коллежской, вторая губернская реформа положила начало формированию элементов ведомственной системы управления, т.е. такой системы, которая состоит из иерархически соподчиненных этажей (органов) власти. Центральная Камер-коллегия опиралась на камериров на местах (сбор налогов). Штатс-контор-коллегия имела на местах рентереи (кассы), принимавшие налоговые платежи, выдававшие деньги по распоряжению воеводы и камерира. Свои местные учреждения получила и Юстиц-коллегия. Это были нижние и надворные суды, вскоре, впрочем, упраздненные. Их функции были возвращены воеводам, и планировавшееся отделение судебной власти от исполнительной не получилось. Слишком чужда была идея разделения властей общественному мнению той эпохи, слишком сильны грубые военно-полицейские формы существования власти вообще. В целом немногочисленность, слабость представительства центральных учреждений на местах (не имели собственных средств карательного воздействия на население в деле взыскания налогов, рекрутских наборов и пр.) заставляли их постоянно обращаться за помощью к губернаторам и воеводам, выстроить эффективную вертикаль власти: Сенат – коллегии – губернии, поэтому не удалось. 
В 1721 г. по окончании победоносной Северной войны Петр I провозгласил Россию империей, а себя императором. Это решение ярко свидетельствовало и одновременно способствовало новому взгляду на образ государя. Под влиянием идей европейского рационализма власть царя начинает трактоваться как власть светская, его предназначение – это укрепление могущества державы, забота о ее хозяйственно-культурном развитии, военной силе и т.п., а отнюдь не пастырское призрение православного люда.  «Святая Русь», как она мыслилась на протяжении веков русским народом, уступает место европеизированной империи Российской. В 1722 г. Петр окончательно решает проблему соотношения духовной и светской власти, вызывавшую конфликты между Короной и Патриархией в XVII в. После смерти патриарха Адриана, решительно осуждавшего многие петровские действия, новый патриарх не избирается, а в качестве власти церковной создается Святейший Синод – своеобразная коллегия по делам церкви во главе с обер-прокурором 
В том же 1722 г. принимается другой важнейший закон – Табель о рангах, вводится т.о. новая система должностных назначений в соответствии не со знатностью рода, как это предполагало местничество, отмененное в 1682 г., а с личными заслугами каждого. Это укрепляло независимость царя от аристократии, создавало твердую социальную опору самодержавия в лице бюрократии, а также в среднем и мелком дворянстве, из которого преимущественно и рекрутировались чиновники. Табель создала единую систему чинов в военном, гражданском и дворцовом управлении. 
Все чиновники и военные были разделены на 14 рангов (чинов): от четырнадцатого - прапорщики и шкиперы в вооруженных силах, регистраторы в статской службе – до генерал-адмирала во флоте и канцлера, как высшего чина в бюрократических верхах.
В целом государственно-правовые реформы Петра, согласно укоренившему в исторической литературе представлению, привели к утверждению абсолютизма в России.
В научной литературе абсолютизм понимается как особый одна из форм монархической государственности, свойственная переходному от феодализма к капитализму периоду. …

3. Социальная политика

Если административно-правовые преобразования и выглядят на первый взгляд как плод петровского произвола – требуется не раз обдумать их, чтобы убедиться, что произвол здесь является ничем иным, как проводником закономерности становления абсолютизма, то логика социальной политики Петра, связь ее с нуждами войны более очевидны. Борьба со Швецией заставила Россию мобилизовать все силы и средства, а единственно возможной моделью такой мобилизации в нач. XVIII в. было всеобщее закрепощение.
В дореволюционной литературе (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и др.), в отличие от советской, признававшей закрепощение лишь тяглых людей, принято было считать, что крепостное право распространялось на все категории населения, в том числе те, что относились к господствующей верхушке общества. В самом деле, все основные признаки крепостного состояния находим применительно к дворянству, духовенству, купечеству.
Дворянство. Дворянин был несвободен в выборе места жительства – правительство могло указать и не раз указывало, где селиться (так, например, заселялся Петербург). Все дворяне обязаны были бессрочно нести военную или гражданскую службу, начиная с 15 лет, при чем с самого низшего ранга, в армии – с солдата. Служба предварялась обязательным обучением. За преступления и провинности дворяне подлежали телесным наказаниям, наравне с «подлыми людьми». Право дворян на распоряжение землей было ограничено. Даже сделки с вотчинной землей могли совершаться лишь с согласия государства. В 1714 г. вышел указ о единонаследии, вводивший вместо понятий «вотчины» и «поместья» понятие «недвижимое имение» и запрещавший дробить землю между наследниками. Это, наряду с юридической обязанностью служить, должно было экономически стимулировать службу младших сыновей дворянина, остававшихся без земельного наследства.  Сложившись во второй половине XVI – первой половине XVII вв. закрепощение дворянства достигло своего апогея как раз в правление Петра.
Духовенство. Была ограничена численность духовенства, «лишние» принудительно отправлялись в солдаты, записывались в податные сословия.  Черное (монашествующее) духовенство прикреплялось к монастырям, а белое (приходское) – к приходам. Служба, как и у дворян предварявшаяся обязательным обучением, была наследственной. Кроме пастырской службы, духовенство бесплатно, под страхом наказания, в том числе телесного, выполняло ряд административно-полицейских обязанностей (ведение метрических книг, нотариальных записей, борьба с раскольниками и сектантами, сообщение властям о выявившихся на исповеди «преднамеренных злодействах» и т.п.). Всякая предпринимательская деятельность (торговля, промыслы) запрещалась, право собственности на землю законом не признавалось. В отличие от дворян, освобожденных от податей и повинностей, церковные служащие, а частично и священнослужители выполняли повинности и платили подати. При чем, если дворяне были закрепощены только государством, то духовенство дважды – государством и епископатом – собственными церковными князьями.
Посадские. Посадские люди, окончательно прикрепленные к месту жительства в серед. XVII в., имели право на передвижение, смену профессии только с разрешения местной администрации и посадской общины. Как и духовенство, посадские бесплатно, под угрозой наказания, несли казенное тягло. Местная администрация использовала их труд в качестве сборщиков налогов, счетоводов, продавцов казенных товаров, отвечавших при этом перед казной всем своим имуществом. В первой четверти XVIII в. объем тягла растет, поглощая, по подсчетам Б. Н. Миронова, 24% всей совокупной рабочей силы посадского населения. 
Крестьянство. Как и посад, закрепощенное в серед. XVII в., оно было прикреплено к земле и владельцам (казне, царю, помещикам, церкви), без разрешения которых не могло менять места жительства и занятий. В петровское правление режим передвижения крепостных «рационализируется» - вводится паспортная система. Важнейшим законодательным актом петровского времени, касающимися крестьян, стало введение в 1718 (1724) г. подушной подати, которой, наряду с крестьянами, были обложены и холопы, произошло «похолопление», порабощение крестьянства. Как и посадские, даже в большей мере, крестьяне зависели и от общины, которая, с одной стороны, являлась орудием их эксплуатации самодержавным государством и помещиками, а с другой – средством коллективной защиты от крайностей феодальной эксплуатации. 
В. О. Ключевский говорил о крайнем истощении производительных сил страны в первой четверти XVIII в., а его предшественник С. М. Соловьев, даже полагал, что результатом такого перенапряжения народных сил стало сокращение численности населения с 1719 по 1727 на 1 млн. чел. И хотя эти подсчеты не подтверждаются последующими исследованиями, оценки классиков русской историографии, безусловно, отражают важную сторону истории петровских реформ – проблему ее социальной цены.  Согласно современным данным, налоги на душу населения при Петре возросли минимум втрое. 

4. Экономическая политика

В экономической политике Петра четко прослеживаются две тенденции: курс на активное государственное вмешательство в экономику, вызванный как фискальными интересами, так и стремлением компенсировать материально-техническую отсталость страны, с одной стороны, и линия на поощрение частной инициативы, – с другой.  В известной мере можно говорить и о двух соответствующих этапах экономической политики. На первом акцент делался на прямое государственное вмешательство в хозяйственное развитие, на втором – шире допускалась частная инициатива, впрочем жестко административно и экономически регулируемая через соответствующие органы власти и управления (Берг- и Мануфактур- коллегии) и государственный заказ. 
Острота дефицита финансовых, материальных ресурсов в первые годы царствования, особенно с началом войны, заставила петровское правительство пойти на введение многочисленных государственных монополий (на соль, табак, экспортные товары – хлеб, пенька, лен и др.). Эта же причина лежала в основе вмешательства государства в дела предпринимателей. В 90-е гг. XVII в. купцов, как и крупных землевладельцев, заставляли объединяться в «кумпанства», главной целью которых было строительство военного флота. В 1715 г. им предписывалось создавать «компании», участники которых несли податные обязанности перед казной, будучи связанными круговой порукой. Купцам, ведущим заморскую торговлю, указывалось и где им жить, и какие суда иметь, и в какие порты ходить. Хотя в конце Северной войны казенные монополии были отменены, вмешательство государства в торговые дела продолжалось. Потребовав переселения архангелогородского купечества в Петербург в 1722 г., Петр сильно подорвал процветавшую здесь международную торговлю. 
Быстрый рост мануфактурного производства в начале XVIII в. был достигнут путем прямого казенного инвестирования в отрасли, обслуживавшие армию. При Петре было создано около 180 новых предприятий. По мере снижения военной угрозы мануфактурные предприятия (чаще всего убыточные) передавались казной в частные руки, но не на правах собственности, а на условиях аренды с обязательством исполнять казенные заказы, свободно распоряжаясь лишь произведенной сверх этого продукцией. Нередкими были факты национализации частных предприятий. Поэтому хотя частная инициатива временами и поощрялась (1719 г. – берг- привилегия разрешала свободный поиск и разработку полезных ископаемых как российскими подданными, так и иностранцами), в условиях, когда частная собственность государством не гарантировалась, возможности промышленного роста были ограничены. 
Не способствовало промышленным успехам и усиленное закрепощение тяглого населения. Вынужденной мерой, направленной на решение проблемы рабочей силы для промышленности стало издание указа о приписных крестьянах – свободных рабочих рук не было, поэтому к предприятиям приписывали деревни государственных крестьян, которые считались собственностью предприятия. 
В целом реформы в экономике первой четверти XVIII в. соответствовали широко распространенной в Европе этого времени концепции меркантилизма, исходившей из представления о том, что богатство страны основано на накоплении драгоценных металлов. Петровское правительство «по-русски» поощряло торговлю и промышленность, в области внешней торговли стремилось к достижению положительного торгового баланса, обеспечивающего приток драгоценных металлов в страну. Важнейшим орудием этой политики был протекционизм. Таможенный тариф 1724 г. облегчал экспорт и затруднял импорт, защищая, таким образом, отечественного товаропроизводителя (пошлина на товары, производившиеся в России и ввозимые из-за рубежа, доходила до 75%).
В заключении петровской темы обратитесь самостоятельно к вопросу об общей оценке Петра и его реформ. Наибольший интерес, пожалуй, представляет в этом отношении подход к вопросу С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.
Можете проверить себя тестом здесь же: historic.ucoz.ru

Следующий комплекс вопросов, связан с эпохой дворцовых переворотов – так называется период между смертью Петра и воцарением Екатерины II. 

Литература:
1.    Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М, 2004.
2.    Его же. Безвременье и временщики. Л., 1991.
3.    Его же. Елизавета Петровна. М., 1999.
4.    Его же. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986.

Это было время, когда царствующие на русском престоле лица, как правило, часто менялись, причем менялись насильственно, нередко с участием расквартированных столицах гвардейских полков. За 1725-1762 гг. русскими царями были Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III и, наконец, Екатерина II. Шесть государей за 37 лет при том, что Анна Иоанновна и Елизавета правили долго – соответственно 10 и 20 лет.  
Проблема здесь заключается в том, чтобы попытаться определить причины и социально-политическое содержание, смысл дворцовых переворотов. В учебной литературе перевороты нередко объясняются тем простым обстоятельством, что Петр де не успел перед смертью определить наследника. Но такое объяснение «покрывает» в лучшем случае лишь первые два после Петра царствования – Екатерины I и Петра II. Понятно, что от того, что кто-либо что либо «не успел» страну не может трясти десятилетиями. 
Причины дворцовых переворотов лежали в области взаимоотношений Короны, Аристократии и Дворянства. 
Русские цари и царицы 1725-1762 гг. безусловно, сильно уступавшие по своему масштабу Петру I, стремились укрепиться у власти, тем более, что восшествие их на престол зачастую было не легитимным, а значит и положение – шатким. 
Аристократия (верхи дворянства), представлявшая собой весьма пестрое сообщество остатков прежнего боярства, «выскочек» петровской эпохи вроде Меншикова или иностранцев Миниха, Остермана, хотя и раздираемая внутренними противоречиями, соперничеством групп и кланов, в целом стремилась к разделу власти с короной, провоцируемая ее ослаблением в сравнении с петровскими временами.  
Дворянство слишком многочисленное и внутренне рыхлое, не способно было выставить собственной политической программы, зато имело отчетливо осознаваемый социальный интерес – добиться послаблений, освобождения от службы, которая в петровские времена была бессрочной.
На протяжении 1725-1762 гг. происходит постепенное сближение короны с дворянством против аристократии. 
Если не считать распространившийся в рассматриваемый период фаворитизм (систему управления не непосредственно, как при Петре I, а через особо приближенных лиц) проявлением политической значимости аристократии, единственный крупный ее политический успех оказался кратковременным. В 1730 г. Долгоруковы и Голицыны сумели убедить вступавшую на престол Анну Иоанновну в необходимости передать значительную часть власти Верховному тайному совету – аристократическому правительству. Анна подписала соответствующие «Кондиции». По ироническому замечанию В. О. Ключевского, Россия несколько дней была конституционным государством, пока не приехавшая в Москву новая императрица не поняла, что столичное дворянство, горячо ее приветствовавшее, не поддерживает аристократию; тогда Анна «разодрала» «кондиции». 
Чтобы укрепиться у власти русским государям и государыням 1725-1762 гг. приходилось идти навстречу пожеланиям и требованиям дворянства. Наибольшее количество мер в пользу дворян было осуществлено как раз в царствование Анны Иоанновны: это и отмена петровского указа о единонаследии, позволившая дворянам свободно распоряжаться своими имениями, и открытие Шляхетского корпуса, окончание которого позволяло дворянину начинать военную службу не с рядового чина, как при Петре, а сразу с офицерского, и ограничение срока службы 25-тью годами. Кроме того, распространяется обычай записывать мальчиков, даже еще не родившихся (Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина) в службу с расчетом выслуги офицерского чина к совершеннолетию. В правление Елизаветы Петровны дворяне получили экономическую поддержку правительства: им была дарована монополия на занятия винокуренной (самой прибыльной) промышленностью, создан банк, выгодно кредитовавший заложенные земли. Апофеозом продворянской политики становится освобождение дворян от службы Петром III (Манифест 18 февраля 1762 г.), а также дворянское законодательство Екатерины II… Можно делать выводы. Попытайтесь сформулировать их самостоятельно.
Соответствующий тест смотри на этом же сайте: historic.ucoz.ru 

Третий комплекс проблем российской истории XVIII века связан с царствованием Екатерины Великой

Литература:

1.    де Мадариага И. Россия в жэпоху Екатерины Великой. М.: Новое обозрение, 2002.
2.    Каменский А. Б. Под сенью Екатерины…: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.
3.    Его же. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

Екатерининское правление 1762-1796 гг. вошло в историю как эпоха Просвещенного абсолютизма, а также «Золотой век» русского дворянства.
Просвещенным абсолютизмом в европейской истории принято называть эпоху (XVIII век), систему государственного управления (политики) абсолютной власти государя, отличающуюся рациональностью, ориентацией на достижение «всеобщего блага» подданных, освободительные преобразования, развитие культуры и просвещения. Классическим образцом Просвещенного абсолютизма считается правление прусского короля Фридриха II (1740-1786). 
Мотивы «Просвещенного абсолютизма» в политике Екатерины II в большей или меньшей степени проявляются в круге ее чтения и интеллектуальных интересов, собственных литературных опытах, в ее переписке с известными философами-просветителями того времени, прежде всего Вольтером. Нам интересны, главным образом, соответствующие реформы русской императрицы.
Рационализм в политике Екатерины выступал и в попытке рационально-бюрократической организации центральной и местной власти, и в дальнейшем политическом утеснении церкви, и в разработке планов либеральных реформ. 
Поскольку Екатерина оказалась на престоле в результате дворцового переворота, естественным было ее стремление, в свою очередь, обезопасить себя от угрозы нового переворота. Полагая, что наиболее вероятным прибежищем аристократической оппозиции может быть Сенат, некогда могущественное детище петровских времен, она в 1763 г. реформировала его. Сенат был разделен на изолированные друг от друга департаменты, а все важнейшие вопросы управления были сосредоточены в руках прямо связанного с императрицей генерал-прокурора. Последний фактически сделался первым и единственным министром, с которым обычно постоянно работали президенты коллегий и губернаторы. Впрочем, уже в конце 60-х гг. значение Сената падает в связи с организацией Совета при Высочайшем дворе – совещания начальников высших и центральных учреждений и генералов, вначале по военным, а позднее по вопросам внутренней политики. 
В 1764 г. был предпринят другой шаг по пути укрепления власти, правда, не столько лично Екатерины, сколько Короны как таковой. Екатерина проводит секуляризацию церковных земель. Таким образом, церковь лишалась экономической мощи – это было продолжением политики Петра I на подчинение церкви государству. 
В середине 60-х гг. общие реформаторские воззрения Екатерины приобретают определенную форму программы преобразований, представленную императрицей в виде «Наказа» Уложенной комиссии (1767 г.). Являясь безусловной сторонницей самодержавной формы правления, по ее мнению единственно подходившей для такой огромной страны как Россия, Екатерина считала необходимым блюсти верховенство закона, равного для всех граждан страны. Важной задачей правительства она полагала и соответствующее воспитание подданных. Последняя идея позднее приобрела форму «полицейского государства», что на языке XVIII века означало государство, призирающее, опекающее, воспитывающее своих подданных, заботящееся о безопасности, здоровье, соблюдении санитарных норм и т.п. Будучи противницей крепостного права, Екатерина полагала возможным постепенную его отмену, разделяя типичные для философов-просветителей представление о «дикости» и «ленности» простого народа, который к свободе надо подготовить. В этом отношении важной реформой стал «Устав благочиния или полицейский» 1782 года, главной целью которого была как раз организация призрения за «благочинием» городского населения, хотя бы некоторая европеизация городской жизни. Так сказать «функциональным» предназначением Устава было согласование системы управления городами с  ранее сложившейся системой управления в губерниях. Семью годами ранее – в 1875 г. Екатерина реформировала систему губернского управления. Учтя опыт Крестьянской войны 1773-1775 гг., когда бунт разлился по значительной части территории империи, императрица учредила сразу 50 губерний с приблизительно одинаковой численностью населения. Расчет не без успеха был сделан на то, что губернаторский надзор за ситуацией на местах будет более оперативным и плотным… 
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. была полностью изменена и судебная система. Она была выстроена по сословному принципу: для каждого сословия – свой выборный суд. Дворян судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян – Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда. 
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, функции которых перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
Стремление ко «всеобщему благоденствию», несмотря на понятные особенности и издержки,  действительно составляло своеобразную  визитную карточку екатерининского царствования. Социальная политика Екатерины, поскольку она не сталкивалась прямо с дворянскими интересами, может быть расценена, как освободительная. В продолжение курса, начатого указом Петра III о  вольности дворянской (1762), Екатерина в 1785 г. подготовила тексты трех «Жалованных грамот»: дворянству, городам и государственным крестьянам. Дворянам подтверждалось их право не служить, даровалось право отъезда (вспомните права древней дружины и бояр средневековья), гарантировались фамильные имущественные права и др. А главное – давалось сословное самоуправление (уездные и губернские дворянские общества/собрания), имеющее прямой выход на императрицу (какие права имел губернский предводитель дворянства?). Города и купечество получили соответственно – территориальное и сословное самоуправление и некоторые сословные привилегии (освобождение от телесных наказаний, освобождение от рекрутчины и др.). Казенным крестьянам предполагалось также даровать самоуправление. Однако в отличие от первых двух «Жалованных грамот», ставших законами «крестьянскую» грамоту Екатерина узаконить не решилась. Как вы думаете, почему?
Как реформатора Екатерину, в отличие, скажем, от Петра, отличала склонность к осторожности, стремление резать после того, как семь раз отмерено. В защиту Петра следует напомнить, что он действовал в чрезвычайных условиях большой войны, в объяснение осторожности Екатерины … – Попытайтесь высказаться сами.  
Наряду с осторожностью Екатерину как реформатора характеризует и глубина видения проблем. Петр «гасил там, где горит», «штопал там, где рвется», Екатерина думала о моделировании нового российского общества, способного воспринять, претворить в жизнь либеральные начинания императрицы. Отсюда такое направление в политике Екатерины как «искусственное взращивание» интеллигенции – социальной базы будущих реформ. Программа ее фаворита Ивана Ивановича Бецкого предусматривала создание закрытых учебных заведений для дворянских детей. Здесь они, как в закрытой колбе, должны были подвергаться вполне европейскому, французскому воспитанию-образованию и выходить в жизнь «законченными европейцами». Этот курс в известной мере способствовал воспитанию целого поколения, вошедшего в историю как поколение «отцов декабристов», бывших по крови русскими, но страстно желавших быть европейцами. Впрочем эти русские-европейцы, как оказалось, склонны были скорее к оппозиции правительству, нежели к его поддержке. Кто такие Новиков и Радищев? О чем говорят эти примеры?
Эпоха Екатерины стала временем расцвета элитарной культуры. Поищите в Интернете репродукции с картин Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Это время когда творили такие скульпторы, как Ф. И. Шубин, архитекторы – В. И. Баженов (Пашков дом в Москве), М. Ф. Казаков (здание Сената в Москве), И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге)! Насколько все они выше убожества  так называемого «современного искусства»!
Попытайтесь теперь через 1, 2, 3 подытожить то, что касается политики Просвещенного абсолютизма. А теперь давайте посмотрим, почему екатерининское правление называют «золотым веком» русского дворянства. Некоторые факты уже названы. О том, что получили дворяне по «Жалованной грамоте» сказано выше. Добавим, что в 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам жаловаться императрице («государыне-матушке») на своих господ. 
Важной составной частью продворянской политики было включение выборных представителей от дворян в уездные и губернские ораны управления по губернской реформе 1775 г. (во главе уезда, в частности, встал избираемый местным дворянством уездный исправник).  Если Петр III, условно выражаясь, сказал дворянам, что они могут не служить, то Екатерина, подтвердив это право, все-таки призвала дворян именно к службе. После крестьянской войны, общественно-политические взгляды ее, естественно, становятся консервативными, и именно в дворянстве она все больше видит желанную опору своей власти. 
Время Екатерины – это и время великих побед русского оружия, русской военной славы. Вторая половина – конец XVIII века, кажется, что это необычайно далеко от нас. А имена Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, в меньшей, наверное, степени гр. Румянцева, знаменитого флотоводца Федора Федоровича Ушакова известны многим нашим современникам, даже тем, кто мало интересуется историей. В результате русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Россия стала полноправной черноморской державой, был присоединен Крым. Позднее начинается освоение новых территорий; огромный вклад в эту работу внес другой знаменитый фаворит императрицы гр. Потемкин-Таврический. 
В одной лекции трудно рассказать о России екатерининской эпохи, тем более о России всего XVIII века. Мы все же попытались это сделать. Читайте предложенную литературу! Слушайте хорошие лекции профессионалов на yuotube… Проверяйте себя по соответствующим тестам здесь, на этом сайте: historic.ucoz.ru

Просмотров: 848 | Добавил: avtor | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0